Критерии оценивания собеседования по обществознанию
В процессе вступительного испытания по обществознанию абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьных обществоведческих курсах, и в частности, понимать:- биосоциальную сущность человека, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы;
- необходимость регулирования общественных отношений, механизмы трудового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Абитуриент должен уметь:
- формулировать сущность и содержание рассматриваемых обществоведческих терминов, понятий и категорий; характеризовать основные социальные объекты, выделяя их сущностные признаки и закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природной среды, взаимосвязи подсистем и элементов общества и др.);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формировать на основе обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Шкала оценок в баллах
№ п/п | Характеристика ответа | кол-во баллов за ответ на 1 вопрос | |
по 100-балльной системе | по 5-балльной системе[1] | ||
1. | правильно, полно и аргументировано, соответствует вышеуказанным требованиям, продемонстрированы знание вопроса и самостоятельность мышления | 50 | 5 (отлично) |
2. | не достаточно полно, но правильно и аргументировано, со знанием вопроса | 45 | 5 - («пять с минусом») |
3. | не полно, не достаточно четко и убедительно, но в целом правильно | 40 | 4 (хорошо) |
4. | достаточно кратко, не слишком убедительно, но продемонстрировано неплохое представление о вопросе и определенная самостоятельность мышления | 35 | 4 - («четыре с минусом») |
5. | не конкретно, слабо аргументировано и не убедительно, хотя и имеется какое-то представление о вопросе | 30 | 3 (удовле-творительно) |
6. | не правильно, не четко и не убедительно, неверные формулировки, отсутствует какое-либо представление о вопросе | 0 | 2 (неудовле-творительно) |
Оценивается каждый вопрос в отдельности, затем баллы суммируются. При полностью правильном ответе на оба вопроса билета абитуриент получает 100 баллов, при неспособности ответить ни на один вопрос — 0 баллов.