02 Ноября 2016

Проект группы студентов нашего университета «Как построить дом» в очередной раз организовал экскурсии к «сердцу» моста. На этот раз участники посетили Биржевой, Дворцовый и Благовещенский мосты.

Среди множества достопримечательностей Санкт-Петербурга разводной мост — бесспорный лидер! Околдованный красотой разводных мостов, не сразу задумываешься о том, что это действо имеет важное практическое значение: в период навигации мосты пропускают крупные и мелкие корабли, идущие вверх по Неве.

Меняются времена, но романтика города, очаровывающая белыми ночами и мелькающими силуэтами мостов, вечна. Правда, сам основатель города, Петр I, о мостах слышать не хотел и мечтал, чтобы горожане путешествовали по рекам и каналам на лодках, как в Венеции. Постоянная переправа через Неву появилась только в 1850 году.

Первенец петербургских мостов — Благовещенский мост — был оснащен разводным механизмом с самого рождения. С тех пор разводные мосты окружены тайнами и загадками. Может, нам, студентам, удастся раскрыть секреты их работы? Для этого отправимся в ночное путешествие по мостам Санкт-Петербурга, окутанным мифами и легендами. Больше всех ведают о работе мостов инженеры-механики, которые заставляют их оживать. Вот, что они нам рассказали.

Благовещенский мост по своему типу раскрывающийся. Это значит, что для такого моста характерно вращательное движение разводных крыльев относительно горизонтальной оси. В закрытом состоянии, на языке механиков — наведенном, крылья моста опираются на опорные части. В разведенном положении крылья моста тянут вниз мощные противовесы, заполненные тяжелым и малокорродирующим свинцом. Первая тайна работы моста раскрыта!

Обратим внимание на несущие конструкции моста. Благовещенский имеет 8 пролетов с разводным посередине. Все они перекрыты металлическими фермами с криволинейными поясами. Система решетки ферм — перекрестная, и сделано это неспроста. Такая ферма способна воспринимать нагрузку, действующую во всех направлениях, что весьма актуально в городе с сильными ветрами. В 2004 году мост пережил свою вторую реконструкцию. Из массивного чугунного он превратился в легкую изящную стальную переправу.

Механики мостов показали нам гидравлические мускулы моста. Основа двигателя — стальные поршни, которые перемещаются внутри мощных трубок — цилиндров. Чтобы раскрыть мост, механик включает насосы, которые пускают масло по трубам. Под давлением оно выталкивает поршни наружу. Готовность номер один: запускаем насосы. Они начинают нагнетать тонны масла в гигантские поршни. Электродвигатели плавно поднимают крылья моста. Теперь судам путь открыт. Все оказалось намного проще, чем предполагалось!

Но интересно, а как же работали подобные агрегаты, когда электричества в помине не было? Чтобы ответить на этот вопрос, побываем еще на одном мосту — Биржевом. Как и Благовещенский, этот мост по типу раскрывающийся. А вот механизм у него другой, старомодный. Здесь стоят не гидравлические поршни, а огромные стальные шестерни. Их регулярно покрывают маслом, чтобы снизить трение зубьев. Сейчас шестерни приводит в движение электрический двигатель, а более ста лет назад механизм вращали вручную! Соединения металлических конструкций сварные, а сами сечения элементов пролетных конструкций впечатляют своими размерами. Вот и еще один секрет в копилку знаний о мостах.

Любопытно, а куда же опускаются противовесы на время раскрытия моста? Чтобы раскрыть эту тайну, прогуляемся по Английской набережной до жемчужины петербургских мостов — Дворцового. Это поистине уникальный мост. При его разводке противовесы опускаются в глубокие 6-метровые колодцы опор. Масса противовеса гигантская — 1400 тонн! Стоит отметить и благоприятную для работы металла систему решетки пролетных ферм  этого моста — раскосную с нисходящими раскосами. В таких фермах все длинные раскосы растянуты, что позволяет полностью использовать высокие прочностные свойства стали, а короткие стойки сжаты.

Казалось бы, все загадки разводных мостов раскрыты, но неизведанной остается одна тайна: как объяснить проносящуюся сквозь века магию притяжения людей к старинным мостам?  Искать ответ можно, отправившись в ночное путешествие по мистическому городу, когда нити-мосты, соединяющие острова Санкт-Петербурга, разорвутся, и пульс города на несколько часов замрет.

Нина ПУЧКОВА, 3-ПЗ-4, СФ


Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку