31 Мая 2019

Машины без водителей: студент СПбГАСУ предложил пустить по «Скандинавии» беспилотники

Многие убеждены: будущее — за беспилотниками, которыми управляет не человек, а интеллектуальная система. В их числе — студент 5 курса автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Никита Иванов, предложивший проект для движения автопилотного транспорта по трассе «Скандинавия».

Штаб студенческого отряда на встрече под гитару

Мы поговорили с Никитой Ивановым и узнали, чем такой транспорт выгодно отличается от обычного и какая дорога для него станет идеальной.

— Никита, расскажите подробнее о своем проекте.

— Наш проект предполагает выделение и последующий запуск тестового участка на одной из трех полос трассы «Скандинавия» для движения автопилотных транспортных средств. На отрезке протяженностью 17,5 км. нет съездов, и, по нашим расчетам, не будет проблем для остальных участников дорожного движения. Пускать такие машины в общий поток довольно рискованно. Поэтому на первых порах надо создать инфраструктуру, которая была бы комфортна и безопасна для всех участников дорожного движения, двигающихся как на автопилотных, так и на обычных авто.

Действующая магистраль предложена с целью максимального снижения издержек. Предполагается, что на дороге будет двойной контроль: визуальный — знаки на дорогах, и цифровой — информация, заложенная в систему.

— Почему решили заниматься именно этой темой?

— Концепция моего проекта связана с национальным проектом «Безопасные и качественные дороги», разработанным Минтрансом во исполнение Указа Президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.».

Идея разрабатывается в контексте общемирового тренда автоматизации вождения и снижения доли человеческого фактора в тяжелых ДТП. ГИБДД России приводит статистические данные, доказывающие, что большинство аварий происходит именно из-за ошибок водителей. В беспилотниках подобные ошибки исключены.

В настоящее время Минтранс испытывает технологии, при которых автомобили управляются посредством «умной» системы. Например, если один автомобиль экстренно затормозил, информация об этом передается по каналу связи остальным, и они заранее притормаживают, даже если еще не видят возникшего препятствия. Это можно представить, как модель связанных элементов. Уже есть и так называемые «умные перекрестки», когда функции светофора выполняет блок управления движением. Он распределяет поток машин таким образом, что они практически не снижают скорость, проезжая развязку. То есть достигается максимальная пропускная способность.

Что рассказал научный руководитель

Научный руководитель Никиты Иванова, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин СПбГАСУ, д. т. н., профессор Сергей Аркадьевич Евтюков рассказал, что студенту будет рекомендовано поступать в аспирантуру и продолжать заниматься темой: «Он поставил задачу и нашел оптимальное решение. Беспилотное движение по специально выделенной полосе уменьшит количество так называемых конфликтных точек на дороге, каждая из которых — источник повышенной опасности и ДТП. Поэтому вероятность аварий снизится многократно.

Беспилотный автотранспорт должен иметь возможность двигаться отдельно от остального транспорта. Иванов рассматривает не просто полосу, выделенную разметкой, а полосу с отсечкой от встречного транспорта и попутного транспорта путем установления ограждения.

Решение оригинальное, потому что предполагается, что эта полоса будет не в крайней правой полосе, а в крайней левой. Полосу справа могут себе позволить выделить только в зарубежных странах, где нет обочин даже на магистралях. В нашей же стране обочина предусмотрена нормативами, даже на скоростных трассах — в случае непредвиденной ситуации всегда можно переместиться вправо и не препятствовать остальному скоростному движению. Поэтому и было принято решение о левой крайней полосе.

Беспилотным проектированием сейчас активно занимаются во всем мире. Кроме снижения количества ДТП, автопилотные автомобили способны существенно изменить жизнь к лучшему. Особенно это касается тяжелого, монотонного труда дальнобойщиков. Проезжая многие сотни, а то и тысячи километров, водитель устает. С помощью беспилотника перемещать грузы станет гораздо проще. Совсем необязательно, что водителя в машине не будет совсем, но по крайне мере, облегчить его труд многократно можно».


Текст: Анжелла Семичева

✔ Узнайте больше о работе кафедры наземных транспортно-технологических машин и её возможностях

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку