18 Июня 2019

Новый взгляд на старый район: молодые архитекторы предлагают преобразить Выборгскую сторону

В этом году выпускные квалификационные работы магистров и бакалавров кафедры архитектурного проектирования архитектурного факультета СПбГАСУ объединены общими темами. Одна из таких тем — преобразование Выборгской стороны Санкт-Петербурга.

Выпуск кафедры архитектурного проектирования 2019

Основная сложность — увязка будущих объектов с учетом организации общественного пространства, с общей градостроительной ситуацией.

«Развитие Выборгской стороны с самого ее основания шло по двум направлениям — по побережью Невы и Большой Невки располагались заводы, фабрики. Рядом с ними — лавки и доходные дома. Участки, которые считались наиболее престижными, принадлежали дворянам и на них появлялись дачи и загородные дома. Сложившаяся в первые десятилетия промышленная направленность территории наложила свой отпечаток на ее развитие в дальнейшем», — говорит магистрант архитектурного факультета Светлана Белоусова.

Светлана Белоусова, выпускница кафедры архитектурного проектирования 2019

Тема ВКР студентки — «Жилой комплекс с включением общественно-деловой функции на бывших промышленных территориях Санкт-Петербурга» (мастерская декана архитектурного факультета СПбГАСУ, кандидата архитектуры, доцента Федора Викторовича Перова).

Бывшие промышленные территории, которые часто называют «серым поясом» города, имеют массу проблем, рассказывает Светлана Белоусова: в районе много старых зданий, которые давно не используются по своему прямому назначению. Некоторые из домов находятся в аварийном состоянии и требуют реновации или реконструкции. Зеленых насаждений очень мало. Новое строительство затруднено из-за высокой плотности застройки. 

«Несмотря на близость к центру города, что является ее плюсом, территория испытывает определенные транспортные проблемы. Имеющаяся развязка не справляется с нагрузкой. Въезд и выезд из района сильно затруднены. К минусам настоящего состояния среды относится и ее жесткое деление на жилую и деловую зоны, которые не имеют между собой кратчайших пешеходных связей. Отсутствует система общественных пространств», — говорит Светлана.

Наиболее перспективный вариант развития этой территории, по мнению будущего архитектора — размещение многофункциональных жилых комплексов смешанного назначения с почти равными долями жилой и общественно-деловой функции, с включением таких сопутствующих функций, как торговая, спортивно-оздоровительная, развлекательная, смешанная: «Преобразование промышленных зон даст возможность обеспечить горожан дополнительными жилыми и рабочими пространствами и объектами соцкультбыта. На данный момент автономность ключевых функций городской жизни уже давно себя исчерпала. А вот идея многофункциональной среды проектирования перспективна».

Что нужно знать об общественных пространствах

«Главное, к чему должны стремиться молодые архитекторы — создание среды, комфортной для ее обитателей. Согласно современным идеям градостроительства, можно сблизить офисы и жилье и таким образом наполнить «серый пояс» новым смыслом», — объяснил доцент кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Игорь Анатольевич Иванов. — В этом районе мало культурных объектов, зато есть симпатичные кирпичные здания, которые можно переоборудовать. Еще одна идея — создание нового типа квартала, обустройством которого занимаются разные компании. В результате получается оригинальная среда.

Сейчас существует проблема — застройка имеет массовый характер: один инвестор, один проектировщик. В результате мы получаем многократное тиражирование одного и того же, как в советское время, только этажность выросла. Кстати, когда дома выше 7-9 этажей, люди чувствуют себя дискомфортно, зажатыми в «каменных джунглях», потерявшими связь с землей, и уже не воспринимают благоустройство территорий.

Сейчас все больше и больше внимания уделяется общественным пространствам. Эта тенденция связана с попыткой вернуть человека на улицу. Долгое время у нас развивалась автомобилизация, строились новые дороги, росло количество транспорта. И постепенно дорога из средства коммуникации превратилась в средство разделения — улиц, кварталов. Люди все больше перемещаются на автомобилях. Идти по улице, где проходит скоростная магистраль, неудобно. Как и переходить ее — слишком шумно, слишком большой трафик. Среда утрачивает свои качества. Мы хотим изменить это — сделать так, чтобы человеку было интересно и комфортно ходить пешком».


Текст: Анжелла Семичева

✔ Узнайте подробности о кафедре архитектурного проектирования и посмотрите другие проекты выпускников

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку