12 Августа 2019

Мыслить профессионально: во время практики будущие реставраторы рисовали не только конструктив, но и впечатления

Летняя практика студентов–реставраторов старших курсов бакалавриата и магистратуры СПбГАСУ проходила в Пскове. Какие задачи стояли перед ребятами, и успешно ли будущие выпускники их решали, рассказала доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия Надежда Александровна Акулова. 

Cтуденты-реставраторы старших курсов СПбГАСУ проходили летнюю практику в Пскове

«Когда одновременно работают студенты разных курсов, включая магистрантов, результатом становится колоссальный обмен опытом. У них разные виды практики и разные задачи, и я вижу, как одни передают знания друг другу. Например, учат делать обмеры. Нам с Ниной Михайловной Петуховой (доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ) оставалось наблюдать и немного корректировать работу. Мне кажется, это очень ценно.

Мы посещали объекты реставрации, делали обмеры объекта культурного наследия, проводили камеральные обработки, ландшафтно-визуальный анализ, вносили уточнения и предложения по проекту границ исторического поселения. Некоторые во время практики подбирали объект или территорию для своего будущего дипломного проекта.

Открыла практические занятия экскурсия с архитектором-реставратором Артемом Коновым, который занимался реставрацией псковского Кремля и многих других объектов в этом городе. Изначально экскурсия планировалась на полтора часа. В итоге мы с ним проходили часов пять или шесть. Узнали много интересного из истории города Псков, говорили, конечно, и о реставрации.

В конце дня практикантам было выдано задание — нарисовать то, что понравилось, зацепило, или то, что было непонятно. На следующий день устроили просмотр работ и выступления авторов. Было очень интересно. Студенты обратили внимание на совсем разные вещи. В представленных зарисовках были и интерьер, и трещины в кладке с историческими наслоениями, и ров со следами исторических сооружений. Был рисунок, автор которого решил передать свои эмоции, захлестнувшие при виде интерьеров Троицкого собора, который находится на территории Кремля.

Цель этого упражнения – задуматься о чем-то своем и выразить эту мысль профессионально. Мне очень нравится, когда они думают, а не просто выполняют то, что им сказали. Главное — чтобы горели глаза от того, что дело нравится. Тогда и работа получается серьезной и хорошей.

Второй день начался тоже с экскурсии — в Мирожском монастыре. На его территории располагается старейший в России храм, посвященный Преображению Господню, первый каменный храм Пскова и единственная в городе церковь византийского стиля — Спасо-Преображенский собор. Внутри построенного в 1155-1156 годах храма есть прекрасно сохранившиеся уникальные фрески XII века. Уникальна и архитектура. По задумке зодчего, по мере движения солнца по небу, его лучи проникают через специальные окна и освещают один за другим фрагменты росписи, рассказывающие об истории религии.

Во время практики ребята побывали в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря и увидели уникальные фрески XII века

Следующий храм, в который мы отправились с ребятами, — собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, построенный также в XII веке и на протяжении нескольких столетий являющийся усыпальницей псковских княгинь. С 2007 года собор служит псковским подворьем загородного мужского Крыпецкого монастыря.

Ребята сравнивали эти два храма, построенные в одно время и похожие конструктивно, но в то же время, такие разные! 

На третий день мы проводили обмеры Церкви Рождества Богородицы, построенной в 1833 г. Сейчас она приспособлена под планетарий. Обмеряли целый день, очень многое успели, вплоть до деталей.

За время практики мы успели пожить и на территории паломнического центра в Печорах и познакомить студентов и магистрантов с работой над проектами зоны охраны и разрабатываемым проектом исторического поселения Печор. Территория предполагаемого исторического поселения была разбита на кусочки, предназначенные для исследования будущими реставраторами. Итогом этой работы стало предложение об изменении границ исторического поселения. Мы нашли объекты, которые, по нашему мнению, было бы целесообразно включить в территорию исторического поселения. Это серьезные градостроительные элементы. А несколько объектов, наоборот, логично было бы исключить. Данные предложения планируется обсудить в начале сентября с Комитетом по культуре Псковской области.

Студенты потом говорили: «Ощущения такие, как будто мы месяца полтора там работали. Потому что решали множество задач, получили много знаний, расширили свой кругозор».

Хотелось бы сказать огромное спасибо тем, кто помог организовать практику. Выбор объектов, размещение, трансфер организовали: председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Тихомирова Наталья, Мария Лисенкова из "Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры", Николай Крутов из «Арт-инициативы».



Записала Анжелла Семичева

✔ Изучите учебные дисциплины кафедры архитектурного и градостроительного наследия, познакомьтесь с участием кафедры в грантовых проектах

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку