31 Октября 2019

В СПбГАСУ прошла серия мастер-классов архитектора Томаса Керна

29 октября в СПбГАСУ состоялись лекции и мастер-классы британского архитектора Томаса Керна из Института архитектуры, градостроительства и ландшафтного дизайна университета Ньюкасла (Великобритания). Их посетили студенты архитектурного факультета. Темы и способы обучения на первой и второй встрече – в этом обзоре.

Лекция британского архитектора в петербургском ГАСУ

Томас Керн родился в Германии, закончил Штутгартский университет, где последние два года занимался изучением проектирования зданий для сферы образования. В 2007 получил предложение работать в Великобритании, где руководил строительством кампусов университетов и старших школ. Позднее пришел преподавать в университет Ньюкасла и набрал подготовительный курс из иностранных студентов — тех, кому только предстояло поступать на программы бакалавриата и параллельно совершенствовать английский язык. Сейчас у профессора несколько групп общей численностью в сто человек.

«Моя специализация в университете позволила мне не просто получить хорошую работу, но и стать экспертом в проектировании зданий, предназначенных для обучения. Говорю это не затем, чтобы похвастаться, а скорее в качестве совета: выбирайте ту узкую сферу, в которой будете разбираться досконально хорошо, и ваши экспертные навыки в будущем помогут вам сделать отличную карьеру и развиваться», — сказал Т. Керн в начале встречи со студентами. 

Способы сохранения архитектурного наследия

Тема первой лекции звучала как «Уничтожить или оставить?» Встреча была посвящена актуальной проблеме современного городского ландшафта — зданиям, оставшимся в наследство от архитектуры эпохи брутализма. Они появились в Европе, Латинской Америке, США и СССР после Второй мировой войны и строились вплоть до 1970 года. Эти сооружения сильно изменили городскую среду своими массивностью и сложностью конструкций, функциональностью и отсутствием декораций на поверхностях из бетона — главного строительного материала. 

Студенты петербургского ГАСУ архитектурный факультет

Студенты слушают задание на мастер-классе Томаса Керна

Томас Керн показал слушателям несколько фотографий, на которых были представлены здания этого периода и предложил решить, нужно ли их сносить, ведь эпоха давно закончилась. Когда мнения аудитории разделились, лектор подчеркнул, что намеренно не стал говорить, как называются сооружения на снимках:

Среди этих конструкций есть и заброшенный автопарк, и церковь в Швейцарии, и здание банка, и другие общественные учреждения. Но я не раскрывал контекст, потому что хотел подвести вас к одному из главных вопросов, который должен возникнуть — какие объективные факторы мы должны учитывать, решая судьбу зданий прошлого?

После этого профессор вновь предложил студентам, объединившись в небольшие группы, определить, какие факторы особенно значимы. Во время обсуждения высказывались разные точки зрения: кто-то был уверен, что памятники эпохи лучше не трогать, кто-то считал, что странным монструозным конструкциям не место в современных ландшафтах, кто-то хотел предварительно уточнить, насколько значимо для истории конкретное сооружение. 

Когда дискуссия завершилась, Томас Керн предложил свою версию. Среди критериев для принятия решения он указал не только историческую и культурную значимость, но и возможность практического применения здания здесь и сейчас, а также общественное мнение. 

«Хотя на этот период пришлись мое детство и юность, я не поклонник брутализма. Урбанистическая среда, которую он формирует — это не то пространство, где индивид будет чувствовать себя комфортно. Тем не менее, как архитекторы, мы должны находить баланс между новым и старым, используя все возможности», — сказал Т. Керн.

В качестве финального задания он попросил участников мастер-класса придумать и нарисовать, как можно произвести редизайн заброшенной старой водонапорной башни — так, чтобы она была одновременно и функциональна, и более походила на современную. После того, как студенты сдали свои наброски, лектор показал собственный вариант решения:

«Я ничего не менял внутри, а лишь разместил по периметру башни своеобразные квадратные коробки, что преобразит внешний вид. Башня сможет стать снабжающим центром для аквапарка и прослужить еще долго. Как видите, это пример того, как уже отжившее свой век здание может быть использовано повторно».


✔ В конце первой встречи Томас Керн подытожил, что когда разговор заходит о зданиях, которые в нынешнюю эпоху кажутся странными, неуместными и даже уродливыми, будь то советские постройки 1920-х, более поздние знаменитые «хрущевки» или латиноамериканские сооружения 1950-х, важно защитить это наследие ради будущих поколений. Однако сохранить наследие не означает законсервировать артефакты раз и навсегда — можно и нужно использовать гибкие решения, которые позволяют сохранять практическую полезность здания, не теряя его эстетики. 

Инновационные экологические решения при проектировании жилых пространств

Второй мастер-класс был посвящен экологически осознанным подходам в современной архитектуре. Профессор рассказал, что один из семестров его студенты полностью уделяют именно этой проблеме:

«Я стараюсь научить их задавать вопросы, в первую очередь, себе: что экология значит для меня? Задумываюсь ли я о количестве ежедневно потребляемой воды и электроэнергии? Считаю ли я, что должен изменить свои привычки ради будущего планеты или технологии сделают все за меня? Должен ли закон регулировать эту сферу?»

Студенты архитектурного факультета петербургского ГАСУ

Студенческая дискуссия на мастер-классе архитектора Томаса Керна

По словам Т. Керна, ответы на эти вопросы помогут предпринять следующие шаги к проектированию такой городской среды, в которой люди смогут существовать комфортно. Архитектор особенно выделил, что в проблеме экологически ответственного проектирования нет главных и второстепенных деталей, все ее компоненты в одинаковой мере важны — и отдаление современных людей от природы, и зависимость от технических приспособлений, и растущее число проблем с психикой у жителей мегаполисов, и общий уровень шума, тревоги и стресса, и огромное количество неперерабатываемых отходов. Все эти аспекты необходимо учитывать, проектируя дома и пространства для жизни. 


✔ Какие на сегодняшний момент существуют способы, которыми архитектура может хотя бы отчасти улучшить ситуацию с экологией?

«В первую очередь, я предлагаю подумать об инновациях. Популярность сейчас набирает концепция безотходного производства С2С (cradle-to-cradle, букв. «от колыбели до колыбели»). Она пришла на смену прежней C2G (cradle-to-grave, букв. «от колыбели до могилы»), когда однажды использованный материал превращался в мусор. В безотходном же производстве материал может использоваться неоднократно. Экологическая полезность этого очевидна», — отметил лектор.

К эффективным способам сберечь природу Томас Керн отнес и концепцию т.н. пассивного дома. Идея состоит в том, чтобы отапливание такого здания вообще не требовало электроэнергии извне, а тепло продуцировали живущие в нем люди. В таких сооружениях возможна установка солнечных батарей и водонагревателей. При этом важно, чтобы использование альтернативных источников энергии было интенсивным, а не экстенсивным, иначе это не принесет действительной пользы. 

Завершая мастер-класс, Т. Керн еще раз обратился к студентам и выразил надежду, что все эти позитивные изменения станут делом рук нового поколения смелых, решительных и ответственных молодых людей. 


Текст: Александра Подольникова

✔ Узнайте больше об архитектурном факультете, его кафедрах и достижениях

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку