14 Ноября 2019

«Без знания прошлого не будет настоящего»

Не только опытом, но и трудностями своей работы делились участники V Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры», которая состоялась 12 – 13 ноября 2019 г. в СПбГАСУ. Предметом обсуждения было место памятников градостроительства, архитектуры, истории и культуры в современном мире.

Секция студентов и аспирантов ГАСУ

Секция студентов и аспирантов

«Культура всегда опиралась на традиции. Как говорил Густав Малер, традиция – это не поклонение пеплу, а передача огня. Того творческого огня, благодаря которому предыдущие поколения оставили нам замечательные шедевры в области искусства и архитектуры, которой все мы с вами занимаемся. Наша задача – передать творческий огонь последующим поколениям. Эта миссия сопоставима с миссией Прометея. Желаю вам успехов в работе, значение которой намного больше, чем мы себе иногда представляем», – сказал на открытии мероприятия доцент кафедры истории и теории архитектуры СПбГАСУ Валерий Юрьевич Мостович.

Примеры докладов на конференции

Доклады участников конференции затронули широкий спектр проблем, связанных с сохранением бесценных памятников прошлого. Об эволюции и развитии архитектурно-пространственной среды Краснодарского края рассказал профессор кафедры архитектуры КубГАСУ, доктор архитектуры Олег Степанович Субботин.

✔ В этом регионе находится свыше 18 тысяч памятников историко-культурного наследия, в том числе, эпохи Византии и Средневековья; 22 памятника федерального и 862 памятника регионального значения. Докладчик призвал относиться к таким памятникам более внимательно, соблюдать баланс между строительством нового и сохранением старого, в каждом случае выбирая наиболее рациональное решение. «Без знания прошлого не будет настоящего», – уверен О. С. Субботин.

С докладом «Развитие пешеходных коммуникаций в историческом городе: Санкт-Петербург и европейский опыт» выступил и. о. заведующего кафедрой дизайна архитектурной среды СПбГАСУ Андрей Викторович Суровенков.

✔ Стратегия транспортного развития в Санкт-Петербурге предполагает, что основным участником движения в городе является пешеход, для которого необходимо создать безопасные и удобные условия передвижения. Однако в нашем городе во главе угла находятся автомобилисты. Это влечет за собой увеличение транспортного пассажиропотока и ДТП в центре города, ухудшение экологической обстановки. Многие видят решение проблем в замещении транспортных потоков пешеходными зонами, не учитывая при этом плотность улично-дорожной сети на одного городского жителя. В Санкт-Петербурге данный показатель не слишком большой: он составляет всего 10 м. кв. на жителя города. Поэтому А. В. Суровенков предложил искать другие возможности, прокладывать внутридворовые коммуникационные туннели, создавать пути перемещения пешеходов по внутридворовым флигелям.

На конференции была организована секция студентов и аспирантов, участники которой обменялись результатами своих научных изысканий.

Магистрант СПбГАСУ Екатерина Поляшова рассказала об архитектурно-художественных принципах сохранения руинированных объектов. Под термином «руины» автор доклада подразумевала исторические объекты, покинутые людьми, переставшие функционировать и неуклонно разрушающиеся под действием природы, либо сознательно разрушенные человеком.

✔ При колоссальном объеме реставрационных работ, проведенных с 40-ых гг. до настоящего времени, в городе и области осталось множество руин, охраняющихся на разном уровне: например, Ропшинский дворец, Манеж Образцового кавалерийского полка в Павловске, имеющая статус выявленного объекта культурного наследия дача Василия Леви в Зеленогорске. К сожалению, все еще встречаются случаи снятия статуса объекта культурного наследия с памятников, что влечет за собой последующие полное их уничтожение. Но существуют примеры успешного сохранения таких объектов. По мнению Е. Поляшовой, работа с подобными объектами – сложнейшая задача. Каждый из них требует глубочайшего комплексного анализа, индивидуального подхода. Очень важно показать архитекторам, что исторические объекты, пусть сохранившиеся лишь фрагментарно, могут являться носителями невероятно важной информации, огромного эмоционального заряда, обладать высокой эстетической ценностью.


Работа молодежной секции особенно актуальна в связи с реализацией национального проекта «Наука», в рамках которого планируется обеспечить условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок.


Текст: Татьяна Петрова

✔ Изучите подробности о кафедре истории и теории архитектуры, о направлениях подготовки и дисциплинах

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку