03 Декабря 2019

Как общественная инициатива формирует урбанистическую среду. В СПбГАСУ прошла лекция Яна Скуратовского

Что представляет из себя урбанистическая среда маленького города в сердце Европы? Кто определяет его градостроительную политику и как это связано с историей? Как создавать проекты на стыке архитектуры и современного искусства? Об этом 29 ноября на своей встрече со студентами СПбГАСУ рассказал архитектор Ян Скуратовский. 

Приглашенный лектор в петербургском архитектурно-строительном вузе

Ян Скуратовский учился в Берлинском университете искусств, Венском университете прикладного искусства и Академии искусств «Бецалель» в Иерусалиме. Работал с ведущими европейскими архитектурными бюро, сотрудничал с профессиональными периодическими изданиями. В 2015 году открыл архитектурную мастерскую Jan Skuratowski Architektur. Член жюри архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини».

✔ Темой лекции стали современные тенденции в градостроительстве и архитектуре швейцарского Базеля.

Как расположение Базеля повлияло на транспортную инфраструктуру

Разговор со слушателями архитектор начал с напоминания об уникальном расположении города – на границе Франции и Германии. Основанный в 1 веке до н.э. римлянами на берегу Рейна, он всегда имел важное значение для транспортной сети Европы. Несмотря на маленькую площадь, сейчас это единственный порт на территории Швейцарии, через который проходят торговые потоки.

Студенты петербургского архитектурного университета

Слушатели на лекции Яна Скуратовского 29 ноября

Транспортное сообщение города также находится под влиянием его территориальных особенностей. Так, аэропорт Базель-Мюлуз-Фрайбург управляется Швейцарией совместно с Францией. В городе действуют два железнодорожных вокзала, которые принадлежат Франции и Германии. Кроме того, в Базеле есть трамваи и автобусы (часть из них работает на природном газе). Все это делает перемещение в соседние страны легким и удобным.

Базель – город больших корпораций

Не в последнюю очередь удачное расположение города делает его привлекательным для специалистов со всего мира, приезжающих сюда работать (больше трети населения – иностранцы). В Базеле сконцентрированы крупнейшие международные корпорации. Эти научно-производственные кластеры представляют собой отгороженные участки земли, фактически мини-города.

«Эти «города внутри города» имеют совершенно другую инфраструктуру, живут своей закрытой жизнью. Налажены все технические, интеллектуальные, организационные процессы, и происходит своя, отдельная коммуникация – говорят там исключительно по-английски. Приезжающие сюда специалисты даже не пытаются выучить немецкий (основной язык Базеля как столицы немецкоязычного полукантона Базель-Штадт – прим.), потому что в этом нет необходимости», – объяснил лектор.

Среди таких промышленных гигантов – фармацевтическая компания Novartis, чьи корпуса спроектировал итальянский архитектор Витторио Маньяно Лампуньяни вместе с американским ландшафтным архитектором Полом Уокером. Отличительные особенности комплекса – использование стекла, игра с объемами и принцип свободной планировки помещений. Отдельные здания для компании проектировали знаменитые бюро Diener & Diener и Herzog & de Meuron.

Наглядные материалы на лекции в петербургском ГАСУ

Один из корпусов фармацевтической корпорации Novartis

Novartis не единственная фармацевтическая организация на территории Базеля – конкуренцию ему составляет Hoffmann-La Roche. Проекты этих зданий также создавали Herzog & de Meuron, в том числе и недавно построенную башню высотой в 178 метров (самое высокое сооружение в Швейцарии).

По словам Яна Скуратовского, несмотря на то, что не все местные жители довольны таким строительством, швейцарское правительство заинтересовано в том, чтобы транснациональные корпорации оставались на территории страны, поскольку те выплачивают высокие налоги. Однако все другие градостроительные споры решаются сообща, поскольку в Швейцарии действует принцип прямой демократии.

«Граждане участвуют в голосовании-референдуме по вопросам государственной важности. Так происходит каждый раз, когда предполагается построить то или иное общественное здание, и решение о том, будет ли реализован проект, принимается большинством голосов», – рассказал выступающий.

По словам Скуратовского, историй, когда население решало судьбу проекта, немало – например, благодаря референдуму, в Базеле будут построены архив и здание университета. Помимо этого, именно у граждан возникла инициатива очистить центр города от индустриальных сооружений. Таким образом, заказчиком выступают граждане, получающие возможность моделировать свою урбанистическую среду.

Инновационные градостроительные и архитектурные решения Базеля

Во второй части лекции архитектор поделился собственными разработками, касающимися общественных пространств Базеля. Так, он предложил инсталлировать на мосты видеопроекторы, которые будут показывать работы современных художников. Пространство непосредственно под мостами, по мнению лектора, можно использовать для проведения кинопоказов и других мероприятий. Еще одна необычная идея – создать т.н. мнимый мост. Суть проекта в том, чтобы установить на обоих берегах Рейна друг напротив друга два больших экрана, что даст людям возможность общаться без физического перемещения. Эти инициативы должны привлечь жителей Базеля к воде – хотя Рейн здесь открыт для плавания, местное сообщество уверено, что это пространство все еще недостаточно освоено.

Еще один проект, в котором Ян Скуратовский лично принимал участие – строительство многоквартирного небоскреба Meret Oppenheim. Архитектор сравнил его с петербургским Лахта Центром – вокруг возведения здания разгорелись серьезные дискуссии. Уникальная концепция дома, состоящего из объемных разноразмерных блоков и особых балконных конструкций, придающих фасаду глубину, снискала как противников, так и защитников. Консервативно настроенные жители считали, что здание портит архитектурный ландшафт исторического района Гундели. Сторонники утверждали, что именно игра с объемами, наоборот, поможет вписать столь высокое здание в окружающую среду. Тем не менее, многоуровневый небоскреб с офисами, ресторанами и просторными апартаментами с панорамными видами и сообщающимися террасами был возведен в 2019 году и знаменует собой победу над стереотипами.

✔ В заключение выступающий напомнил о важности получения зарубежного опыта – речь шла не только о сотрудничестве с зарубежными архитектурными бюро, но и об образовательных возможностях:

«В европейских университетах опыт обучения за границей есть у большой части студентов. С появлением программ студенческих обменов поехать в другую страну на семестр или год и учиться там на английском языке стало обычным делом. Поэтому я советую вам не упускать такую возможность обогатить свои профессиональные горизонты», – добавил Ян Скуратовский.

Напоминаем, что до 20 января 2020 года открыт конкурс на получение стипендии для учебы в Венгрии для студентов и аспирантов.

Текст: Александра Подольникова

✔ Используйте все возможности международного сотрудничества университета для своего обучения и карьеры

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку