16 Декабря 2019

«Эмоционально насыщенная среда привлечет много туристов и местных жителей»

Исследователь арктического туризма в петербургском ГАСУ

А.Ф. Еремеева в день вручения аттестата доцента

Александра Федоровна Еремеева закончила СПбГАСУ в 2012 году. Сейчас она кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна архитектурной среды. Мы поговорили с Александрой Федоровной о настоящих и будущих архитектурных исследованиях, об их практическом применении, о работе со студентами и дальнейших научных планах.



– Как Вы пришли в науку, с чего начался Ваш путь?
– Интерес к научным архитектурным исследованиям появился у меня еще на последних курсах специалитета в университете. Я регулярно выступала на научных конференциях в СПбГАСУ, на других площадках. Поэтому не было сомнений, что нужно продолжать учебу в аспирантуре.


– Какую тему Вы выбрали для исследования в аспирантуре?
– Моя кандидатская диссертация была посвящена теме современного города – развитию центров делового туризма в Санкт-Петербурге. На выбор темы повлияла моя практическая деятельность. Во время учебы я параллельно работала в проектной организации «Петрополис-Архитектура», которая делала один из вариантов конкурсного проекта конгрессно-выставочного комплекса «Экспофорум». Тема развития новых видов туризма очень актуальна для успешного развития нашего города – нужно обеспечить всесезонный туризм и представить различные туристические направления. В рамках своей деятельности я разрабатывала систему современных комплексов для проведения конгрессов, конференций – как крупных, международного уровня мероприятий, так и малых, корпоративных. Предполагалось, что эти центры станут многофункциональными и будут совмещаться с пространствами для культурных событий, например, различных локальных фестивалей.


– Чем Вы стали заниматься после окончания аспирантуры?
– Меня пригласили преподавать на кафедру дизайна архитектурной среды. Четырехлетний опыт работы на этой кафедре, безусловно, оказал влияние на мою научную деятельность. Мы занимаемся исследованием архитектурных объектов в контексте городской среды. 

Так появилась новая тема – развитие туризма и разработка туристических маршрутов уже не только в части организации зданий, но и в части объектов городской среды.

– Можете привести какие-нибудь релевантные практические примеры?
– На кафедре дизайна архитектурной среды я руковожу выпускными квалификационными работами магистрантов, выпустила около десяти человек. Главным образом, мы занимались развитием потенциала территорий «промышленного пояса» Санкт-Петербурга, а именно созданием новых архитектурных объектов и общественных пространств. Несколько выпускных квалификационных работ было отмечено на международном и российском уровнях. Работа Марии Дюбановой «Концепция развития зеленого каркаса Адмиралтейского района» получила ландшафтную премию Archiprix. ВКР Юлии Мызниковой «Архитектурно-дизайнерские решения научного комплекса на месте завода «Людвиг Нобель»» была представлена в числе лучших работ на фестивале «Зодчество» в Москве в 2019 году и получила диплом лауреата конкурса Межрегиональной общественной организации содействия архитектурному образованию (МООСАО). Обе работы были представлены на конференции «Ландшафтный дизайн города», организованной Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Кроме того, в этом году были изданы и отмечены дипломами на конкурсе учебной литературы два учебных пособия, написанные на основе моих научных исследований.  



– В чем актуальность концепций развития «промышленного пояса»?
– Актуальность обусловлена тем, что на территории, находящейся между историческим центром и районами XX века, есть много фабрик и заводов - объектов культурного наследия. Однако в процессе смены технологий производства эти пространства перестали функционировать и соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Многие предприятия закрылись по технологическим или экономическим причинам в 90-х годах и подлежат ревитализации и рефункционализации, т.е. преобразованию под новую функцию – культурные и деловые площадки. Их важно развивать вместе со средой – индустриальный ландшафт эмоционально насыщен и может привлечь много туристов и местных жителей.

– Получается, лофт-проект «Этажи», функционирующий в пространстве бывшей фабрики – это пример именно такой ревитализации?
– Да. Еще один недавний удачный пример – культурный и деловой комплекс «Севкабель Порт», созданный на территории кабельного завода.

– В настоящее время Ваши студенты включены в проектную работу?
– Да, в этом учебном году мы продолжаем развивать дальнейшую научно-проектную деятельность. Появились новые направления, и одно из них – развитие туристического потенциала Кронштадта. Тема актуальная и совпадает со стратегией развития Санкт-Петербурга.

Еще одно направление – арктический туризм. 

С этого года я осуществляю научное руководство кандидатской диссертацией Яны Елизаровой, которая работает над проблемой формирования архитектурных комплексов для этого вида туризма. Это тоже актуальное поле, потому как потенциал нашей страны в сфере освоения Арктики очень большой. Как мы выяснили, один из наиболее популярных туристических гугл-запросов в зимний период – «Где можно посмотреть Северное сияние». Однако в соседних с Россией Скандинавских странах для этого более развита инфраструктура – гостиничные комплексы, удобные маршруты. В нашей стране, к сожалению, на данный момент это направление представлено слабо и поэтому даже российские туристы предпочитают поехать за Северным сиянием за границу, хотя наша Арктика очень обширная, и ландшафты в ней разнообразны, каждый прекрасен по-своему.

– Какие-то реальные работы в направлении арктического туризма проводятся или пока это просто теоретические изыскания?
– Над данной темой работает группа из нескольких магистрантов, которая создает конкретные архитектурные комплексы – и жилье, и комплексы для экстремальных видов туризма, для экологического туризма. Мы вместе с моей аспиранткой курируем данный проект - проводим научный анализ, а студенты представляют конкретные архитектурные разработки. 

Команда сотрудничает с Комиссией по проблемам Арктики при Союзе архитекторов и в качестве консультантов привлекает специалистов по северной архитектуре, то есть использует опыт, наработанный прошлыми поколениями, и актуализирует его под потребности современности.


– Известно, что студенты СПбГАСУ принимали участие в разработке цифровой модели 18-го квартала Кронштадта на базе «Умного города». Ваши магистранты сотрудничают с Проектным офисом?
– Да, мы с ним взаимодействуем, но если «Умный город» предлагает конкретные разработки на основе информационных технологий, то команда архитектурного факультета занимается стратегией развития – генеральным планом Кронштадта, изучением возможности появления новой застройки, набережных, бульваров. Наш коллектив отвечает за тему туристических объектов и пространств.

– Как Вы думаете, эта стратегия имеет шанс на реализацию? Появятся ли в Кронштадте новая застройка, набережные, бульвары?
– Это будет зависеть от многих обстоятельств. Однако первые наработки были презентованы советнику губернатора по экономическому развитию Санкт-Петербурга, руководящему Проектным офисом «Управление стратегическим развитием Кронштадтского района Санкт-Петербурга».

– Планируете ли Вы со своей командой подавать на гранты по этой проблематике?
– На данный момент получены внутренние гранты СПбГАСУ. В дальнейшем планируем подавать заявки на городские и федеральные гранты для дальнейшего развития темы.


Александра Федоровна Еремеева – автор более 20 статей, в том числе в журналах, индексируемых Scopus. Среди ее публикаций:

«Формирование инновационных общественных пространств на базе железнодорожных территорий» (на англ. Formation of innovative public spaces in industrial areas),

«Способы развития пешеходных путей движения в историческом центре г. Санкт-Петербург» (на англ. «Methods of the development of pedestrian traffic routes in the historical center of Saint Petersburg»)

«Методика размещения центров делового туризма в крупных городах как средство обеспечения безопасности дорожного движения (на примере Санкт-Петербурга)» (на англ. «Methods of Placement of Business Tourism Centers in Large Cities as Means Providing Traffic Safety (on the Example of St. Petersburg)»)

Беседовала Александра Подольникова

✔ Узнайте больше о кафедре дизайна архитектурной среды, её преподавателях и достижениях

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку