04 Марта 2020

Главное – надёжность

Разработчик технологии защиты свай в сложных грунтах СПбГАСУ

Иван Павлович
Дьяконов 

Строить в Санкт-Петербурге непросто. Это обусловлено инженерно-геологическими условиями и исторической застройкой, которую необходимо сохранить. Старший преподаватель кафедры геотехники СПбГАСУ, к. т. н. Иван Дьяконов уверен – непродуманное применение зарубежных технологий здесь недопустимо. Нельзя применять их без тщательно разработанного теоретического и правового подхода. Все технологии должны быть выверены и обоснованы с учетом региональных грунтовых условий.

– Последние пять-шесть лет на кафедре геотехники СПбГАСУ проводились научные исследования одной из наиболее востребованных в нашем городе свайных технологий – изготовления свай в грунте. Она применяется около 20 лет, поскольку имеет целый ряд преимуществ. Однако с течением времени на стройплощадках стали наблюдаться дефекты. Чем они объясняются? Как их устранить? Мы занялись поиском ответов, – рассказывает Иван Дьяконов.

– В чем заключаются эти дефекты?

– Сваи изготавливаются классическим методом: делается полость в грунте, заполняется бетоном, армируется. Однако для Петербурга характерны сложные геологические и гидрогеологические условия: вода поступает в скважину под большим напором, и есть риск, что бетон ствола сваи будет размыт. Второй риск связан с тем, как сваи бетонируются. Для ряда свай бетонирование ведётся снизу вверх, чтобы не было расслоения бетонной смеси, а у исследуемого нами метода имеются технологические ограничения, которые привели к тому, что сваи бетонируются сверху вниз. Представьте, что с высоты тридцати метров сбрасывается смесь. Разумеется, есть вероятность, что смесь расслоится в процессе сброса твердения.

– Как отнеслись к вашим изысканиям в строительном сообществе?

– Мы работали в обстановке полной гласности. Вели исследования на разных площадках, своевременно публиковали статьи о результатах и получали отклики – как положительные, так и отрицательные. Возможно, наши предложения будут связаны с удорожанием технологии. Но застройщики понимают, что главное – надёжность. Специалисты должны знать, чего ждать от каждой сваи. Технологии, которые применяются на нашем рынке, должны проходить контроль качества.

Исследование свай в сложных грунтах

Возможные дефекты ствола сваи 

Испытания сваи в петербургском архитектурно-строительном

Пол­но­мас­штаб­ные по­ле­вые ис­пы­та­ния сваи (клик­ни­те по кар­тин­ке для уве­ли­че­ния)


– Что делает кафедра геотехники СПбГАСУ для достижения этой цели?

– Мы обучаем студентов и магистрантов с учётом последних разработок кафедры. Работаем над созданием отдельного норматива на изученные нами сваи. Преподаватели кафедры геотехники СПбГАСУ под руководством заведующего кафедрой Рашида Мангушева регулярно выступают в качестве рецензентов нормативных документов, что позволяет им вносить свои предложения. Будучи внедрёнными в производство, полезные изобретения авторского коллектива кафедры геотехники СПбГАСУ позволят избежать факторов риска: свая будет защищена от грунтовых вод, а технология бетонирования изменится.

✔ Технологии изготовления свай, и, в частности, бетонам, посвящена отдельная глава моей диссертации. Мы с Рашидом Абдулловичем изначально старались ограничиться рамками геотехники, но нам это не удалось. Диссертация получилась комплексной, в ней учитываются технологические аспекты и дефекты бетона. Ведь готовая конструкция – это и технология, и конструктивные элементы, и строительные материалы.

В СПбГАСУ удалось решить данную комплексную задачу благодаря прекрасному оснащению лабораторий кафедры геотехники, кафедры технологии строительного производства, кафедры технологии строительных материалов и метрологии, высокой квалификации заведующих этими кафедрами.


Результаты работы и сотрудничества научного коллектива различных кафедр строительного факультета, на мой взгляд, позволили выработать методику реализации сложных полевых экспериментов, обладающих высокой практической значимостью, научной новизной и однозначностью результатов.

– Поделитесь, пожалуйста, своими дальнейшими планами.

– Мы работаем над двумя полезными изобретениями, направленными на устранение выявленных дефектов. Хотелось бы расширить наше исследование с точки зрения работы больших свайных полей, установить величину влияния того или иного дефекта свай на срок их эксплуатации, выработать методику обследования существующих зданий на набивных сваях.

Текст: Татьяна Петрова

✔ Узнайте подробности о кафедре геотехники, кафедре технологии строительного производства и о кафедре технологии строительных материалов и метрологии

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку