25 Марта 2020

Архитектор Олег Романов: «Кронштадтские форты известны во всём мире»

Проектирование реновации исторических объектов в Петербурге

Олег Сергеевич
Романов

Кронштадтская крепость была основана Петром I для защиты Санкт-Петербурга, новой столицы, с моря. Её форты – уникальные оборонительные сооружения, строившиеся на протяжении XVIII–XIX вв. Это они не пропустили к Северной столице шведов, позднее, во время Крымской войны – английскую эскадру, затем немецкий флот в ходе двух мировых войн. Но впоследствии форты оказались никому не нужны и пришли в упадок.

В 1990 г. 23 кронштадтских форта получили статус памятников истории и культуры. А спустя восемь лет была разработана концепция их современного использования. Авторской группой руководил заслуженный архитектор Российской Федерации, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, профессор СПбГАСУ, обладатель многих архитектурных наград Олег Романов. Он рассказал о том, как концепция реновации кронштадтских фортов учитывает историю этих крепостных сооружений и как она претворяется в жизнь.


– Олег Сергеевич, строительство какого форта положило начало Кронштадтской крепости?

– Первым появился форт «Кроншлот», который начали строить в 1704 году по приказу Петра I. Государь лично изготовил модель этого укрепления и передал её А. Д. Меншикову, приказав построить форт к маю 1704 года. Императорский приказ был выполнен.

✔ После заключения Ништадского мира, положившего конец Северной войне, новые форты можно было и не строить. Но Пётр I мыслил государственно, и в 1724 году возвели второй форт, который получил название «Цитадель».

– А когда появился форт «Константин», который согласно Вашему проекту превратился в музейно-досуговый комплекс?

– История этого форта началась с возведения в 1808 году деревокаменной батареи, через пятьдесят лет полностью перестроенной в камне. Форт был своеобразным полигоном для испытания фортификационных новшеств. Это первый форт, на котором были возведены батареи с броневыми брустверами трёх различных систем для первых нарезных орудий. Один из таких брустверов сохранился до наших дней. В Великую Отечественную войну форт «Константин» сыграл ключевую роль, поливая огнем немецкие батареи на южном берегу Финского залива и самолёты Люфтваффе.

Форт «Константин»

– Известно, что реконструкцией форта «Павел I» в середине XIX века руководил лично император Николай I.

– Да, это правда. Этот форт, построенный в 1801 году, часто реконструировался и ремонтировался. Во время самой масштабной реконструкции Николай участвовал в рассмотрении проектов, неоднократно посещал строительство и жаловал деньги работникам. Размеры «Павла I» поражали: здесь было 380 орудий. К сожалению, до наших дней крепостные сооружения форта не сохранились.

Форт Александр

Форт «Александр»

– Форт «Александр» напоминает нам о французском форте «Боярд», известном по телеигре.

– Да, у этого форта много собратьев по всему миру – «Боярд», форты английской военно-морской базы Портсмут, форты на отмелях американского штата Южная Каролина. Строительство форта, который называли «74-пушечным фрегатным домом», началось в 1836 году. Фронтальная часть форта имела три казематированных яруса с открытой обороной по верху. В горжевой части у форта – два яруса. Во дворе когда-то были полубашни с винтовыми чугунными лестницами и помещениями для ядрокалильных печей. Стены одеты гранитом по всему периметру. В народе этот форт до сих пор называют «Чумным», поскольку в нём в течение двух лет располагалась лаборатория по выработке противочумной вакцины.

– Сохранились ли на фортах какие-нибудь механизмы XIX – начала XX веков?

– Кое-где ещё сохранились удивительные раритеты. Недавно проходила информация, что вандалы унесли две пушки и часть ограды с 6-го северного форта и даже собирались утащить подъёмные механизмы, которые там оставались. Это удивительной красоты объекты, которыми поднимали снаряды, орудия, небольшие лодки. Они были созданы специально для подъёма тяжелых элементов обороны. На форте «Милютин» сохранилась фантастическая система подачи снарядов, подъёмный механизм. Этот тот случай, когда инженерные сооружения становятся искусством.

– Олег Сергеевич, наметились ли сдвиги в реализации Вашей концепции реновации фортов?

– К счастью, да. Когда создавалась концепция, стояла задача превратить форты не в музеи, а в многофункциональные сооружения с современным содержанием.

Первый форт, на котором была реализована наша концепция, – это форт «Константин». Нашёлся инвестор – компания «Третий парк», который не побоялся кажущихся неразрешимыми проблем и превратил форт в популярное место отдыха.

Сейчас на «Константине» работают яхт-клуб, вейк-парк, верёвочный парк, гостиница, кафе и единственный в России Музей маячной службы. На этом форте есть пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, что очень удобно для иностранных яхтсменов.

Сдвинулась с мёртвой точки реновация ещё одного форта: создана дирекция 7-го северного форта, проект реновации, разработанный проектной группой «РИЕДЕР», прошёл все согласования, и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в Администрации Санкт-Петербурга (КГИОП) считает его эталонным.

На архитектурном конкурсе «Зодчество» этот проект удостоился гран-при, на международном фестивале «Наследие» в конкурсе регионов Санкт-Петербург за этот проект получил Серебряный диплом.


✔ Реновация форта учитывает все охранные требования. На форте должны разместиться яхтенная стоянка, ресторан и другие коммерчески выгодные объекты.

Седьмой северный форт проект реновации

Седьмой северный форт

Форты «Александр I», «Кроншлот» и «Пётр Великий» передали военным, и они стали частью кронштадтского парка «Патриот». Этот парк создаётся в рамках благоустройства набережных Кронштадта с тех пор, как в городе стала проводиться часть главного военно-морского парада.

Но мы добиваемся, чтобы в границы парка «Патриот» попали все ещё не отреставрированные форты: без военных, без участия государства их не спасти.

– Какие нестандартные технологические решения предусмотрены в проекте реновации?

– Инновационные решения присутствуют в проекте современного использования 7-го северного форта: здесь нам удалось преодолеть ограничения, налагаемые охранным статусом объекта, и увеличить полезную площадь форта. По закону памятники федерального значения не могут быть увеличены по площади, но имеются в виду наружные площади, внутренние же площади увеличивать можно. А значительная часть фортов – это древесно-земляные укрепления. Мы изъяли эту землю и вместо неё соорудили железобетонные конструкции, по откосам которых будет уложен травяной ковёр. Такой подход увеличит надёжность сооружения (ныне вся земля изрыта мышами) и одновременно даст нам полезное пространство под этими конструкциями – 7 тысяч квадратных метров, которые можно использовать.

Ещё одно инновационное решение – использование апарелей, то есть наклонных поверхностей, по которым наверх выкатывали орудия. Под ними мы планируем разместить вентиляционное и другое инженерное оборудование.

Форт «Константин» некогда был вооружён дальнобойными орудиями системы «Паукер», которые размещались на скрывающихся основаниях и после выстрела для перезарядки опускались в шахту. К сожалению, подъёмные механизмы не сохранились, но остались чертежи. И если нынешние владельцы форта их восстановят, это будет потрясающее шоу для туристов.

Форт Константин проект реновации

Форт «Константин». Музей под открытым небом

Кронштадтские форты известны во всем мире. Их ценность состоит в том, что они были построены в разное время – начиная от Петра I и заканчивая Первой мировой. Форты – это наша гордость, каждый из них представляет собой уникальное фортификационное сооружение, крепость в миниатюре. Их необходимо возродить и передать будущим поколениям.


Текст: Елена Шульгина

✔ Изучите подробности о кафедре архитектурного проектирования, о наградах и преподавателях


Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку