09 Апреля 2020

Вероника Асаул: «В рамках нашего исследования достигнут ряд конкретных научных результатов»

Научная школа на кафедре экономики строительства и ЖКХ

Вероника Викторовна
Асаул

Вероника Асаул – заведующая кафедрой экономики строительства и ЖКХ СПбГАСУ, доктор экономических наук, профессор. Она возглавляет научную школу «Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве на инновационной основе», которая берёт свое начало в 2017 г.
В. В. Асаул – автор более 110 научных публикаций, подготовила восемь кандидатов и двух докторов наук. В 2015 г. учёный и преподаватель была удостоена почётной грамоты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Вероника Асаул согласилась ответить на несколько наших вопросов.
Сегодня в составе научной школы, которую возглавляет Вероника Асаул, – 11 человек: четыре доктора и семь кандидатов экономических наук, в том числе шесть молодых учёных в возрасте до 35 лет.

– Вероника Викторовна, какие исследования ведутся в рамках вашей научной школы?

– Мы проводим исследования по таким направлениям, как конкурентоспособность в строительной сфере, государственное регулирование в строительстве, развитие различных форм предпринимательства в строительстве, конкурентные способы государственных закупок, государственный строительный заказ, саморегулирование в строительстве, государственно-частное партнёрство, финансово-управленческий учёт в строительстве.

– Одна из ваших работ получила грант Президента РФ для государственной поддержки ведущих научных школ. На какие вызовы отвечает это исследование?

– В сентябре 2017 года был объявлен конкурс 2018 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ. Одним из победителей в области общественных и гуманитарных наук стала наша научная школа. Тема исследования, заявленная на грант, – «Интенсификация экономического роста России путем формирования развитых конкурентных преимуществ в сфере строительства на основе элементов цифровой экономики».

1 декабря 2016 года Указом Президента №642 утверждена Стратегия научно-технологического развития России. В ней, в частности, в качестве одного из стратегических ориентиров и возможностей научно-технологического развития страны, больших вызовов для общества, государства и науки названо исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов.

Этот процесс происходит на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов. Фундаментальное научное исследование, проведённое нашей научной школой, было посвящено поиску возможностей для эффективного ответа российского общества на эти вызовы с учётом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных и социальных наук.

Какие требования предъявлялись к исследованиям, претендовавшим на этот грант?

– Требования к научным школам были жёсткими. Её руководитель должен быть профессором и доктором наук, а его возраст на 1 января 2018 года не должен был превышать 50 лет. Ещё одно условие: за период 2013–2017 годов руководитель научной школы должен был подготовить (с подтверждением дипломом ВАК) минимум трёх кандидатов и/или докторов наук. Гранты выделялись сроком на два года для финансирования фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение конкретных задач в рамках направлений, определённых в Стратегии научно-технологического развития России.

Наша научная школа этим условиям соответствовала. Добавлю, что она отнесена к ведущим научным школам Российской Федерации: этот статус присваивается научной школе, которая представляет собой сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединённых совместной научной деятельностью. Руководитель такой научной школы должен на регулярной основе осуществлять подготовку кандидатов и докторов наук, тем самым формируя исследовательские группы, обеспечивающие развитие и рост результативности российской науки.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об исследовании, получившем грант.

– Наш коллектив проанализировал современную мировую конкуренцию как форму борьбы за обладание новыми производственными технологиями. Кроме того, мы занимались разработкой теоретических и методологических основ для интенсификации экономического роста путём активизации строительства.
Важный аспект исследования – обеспечение конкурентоспособности строительной продукции на основе информационного моделирования.
В рамках исследования члены научной школы принимали активное участие в жизни российского и международного научного сообщества. Например, они выступали с докладами на конференциях и семинарах в Германии (Bauund Digitalisierung, Дрезден), Испании (34-я конференция Международной ассоциации управления деловой информацией на тему «Национальная концепция качества: государственная и общественная защита прав потребителей», семинар «Бережливое производство, управление качеством и непрерывное совершенствование в условиях цифровизации», Мадрид), Италии («Новые вызовы современности: обеспечение конкурентоспособности государства в условиях цифровой экономики», Рим) и России (конференция «Цифровые технологии в логистике и инфраструктуре»; Международная научная конференция по энергетике, экологии и строительству (EECE – 2019); Международная научная конференция «Цифровые преобразования в производстве, инфраструктуре и обслуживании» (DTMIS – 2019), все Санкт-Петербург). Кроме того, члены нашей научной школы опубликовали более 50 научных работ, в том числе 24 статьи в журналах, индексируемых в Web of Science и SCOPUS.

– На какие составные части делится исследование?

– Научная работа продолжалась два года. В рамках первого этапа в 2018 году были разработаны механизмы для создания конкурентных преимуществ государства в борьбе за технологии, ориентированные на использование возобновляемых ресурсов. В числе особенностей этих технологий – учёт конкурентной среды, формируемой цифровой экономикой.

Часть исследования, которая была реализована в 2019 году, посвящена созданию механизмов по активизации экономического роста в России путём формирования конкурентных преимуществ всех участников инвестиционно-строительного процесса на основе внедрения элементов цифровой экономики. В этом процессе задействованы государство и предпринимательские структуры.

– Каково значение вашего исследования для практической деятельности?

– В рамках исследования достигнут целый ряд научных результатов. В частности, определён механизм для создания конкурентных преимуществ государства, который позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия развития инновационной деятельности и ускорить экономический рост. Сформулированы матрицы конкурентных стратегий государства и механизм управления повышением интенсификации строительного производства с целью устойчивого развития строительного сектора. Кроме того, учёные нашей школы определили механизм формирования конкурентных преимуществ в строительстве в рамках развития цифровой экономики.

Разработаны теоретико-методологические основы для повышения конкурентоспособности строительной сферы в условиях формирования цифровой экономики, а также концепция взаимодействия участников строительного процесса: государства, предпринимательских структур, науки и общества (социальных институтов) в строительстве. Наконец, в рамках нашего исследования разработана методика согласования целей и распределения задач управления государственными закупками для удовлетворения социальных запросов общества.

Результаты исследования могут быть использованы при формировании государственных программ, определяющих технологическое развитие экономики в строительной сфере. Так как наше исследование носило фундаментальный характер, его результаты могут быть применены Министерством строительства и ЖКХ при разработке стратегий долгосрочного устойчивого развития организаций инвестиционно-строительной сферы. Другая сфера его применения – это разработка методических рекомендаций, определяющих организационно-экономические аспекты формирования и развития технологического уклада.

Безусловно, результаты исследования также могут быть задействованы в учебном процессе для подготовки квалифицированных кадров строительной отрасли.

✔ Протоколом заседания Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных и по государственной поддержке ведущих научных школ №1 от 17 марта 2020 года итоги нашей работы по гранту за 2019 год были утверждены, финансирование по гранту завершено.


Текст: Елена Шульгина

✔ Узнайте больше о кафедре экономики строительства и ЖКХ, её преподавателях и проектах

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку