19 Мая 2020

Новые земли для наших городов

Транспортировка готовой оболочки к месту установки

Транспортировка готовой оболочки к месту установки

Рост численности населения на планете заставляет искать пути для расширения полезных городских пространств. Один из них – намыв территорий. Исследования в данной области ведут и учёные кафедры технологии строительного производства СПбГАСУ. 19 апреля журнал Soil Mechanics and Foundation Engineering, индексируемый Scopus, опубликовал статью «Повышение эффективности устройства на акваториях ограждений котлованов и искусственных островов». Авторы статьи – д. т. н., профессор Владимир Верстов, д. т. н., профессор Антонина Юдина и к. т. н., доцент Антон Гайдо.


– В Санкт-Петербурге, – рассказывает Антон Гайдо, – намыв ведётся ещё с петровских времён. Это обусловлено местоположением Северной столицы. Намыв использовался при создании Летнего сада, острова Новая Голландия, парка 300-летия Петербурга, порта Бронка и других объектов. На намывных землях построены «Лахта Центр» и квартал «Балтийская жемчужина». Не первый десяток лет ведутся работы на Васильевском острове, планируется их проведение в Сестрорецке. Мой коллега, профессор кафедры ТСП, д. т. н. Владимир Владимирович Верстов много лет углублённо занимается исследованиями в данной области.

– Антон Николаевич, расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых этапах ваших совместных исследований.

– 15 сентября 2014 года университет получил патент на изобретение № 2549789 «Способ погружения тонкостенных стальных оболочек с заглублением в плотный водоупорный грунт». Авторами изобретения стали профессор В. В. Верстов и я. Изобретение относится к области строительства, может быть использовано при возведении ограждающих водонепроницаемых ячеистых перемычек котлованов на акваториях при сооружении искусственных островов, причальных и ограждающих сооружений.

Иными словами, мы предложили способ снижения сопротивления грунта при возведении ограждения для намывных территорий.

Своей статьёй в Soil Mechanics and Foundation Engineering мы рассчитываем привлечь внимание научной общественности к отечественным технологиям, расширить спектр их применения. Намыв территории – чрезвычайно актуальная, современная тема.

Схема возведения зданий и сооружений на искусственном острове

Схема возведения зданий и сооружений на искусственном острове

– Как формируются намывные территории?

– Вначале создаётся ограждение. Для этого стальной шпунт погружают в плотный водоупорный грунт. Но в процессе погружения могут возникнуть перекосы, из-за которых нарушается водонепроницаемость стыков и устойчивость конструкции в целом. Устранению именно этой проблемы и была посвящена наша работа. Затем контур послойно заполняют привозным грунтом, который подают по трубопроводам. После формирования такого участка для того, чтобы на нём стало возможно строить здания и сооружения, выполняют уплотнение грунта либо микровзрывами, либо падающими трамбовками, либо вибрационными способами (виброфлотация), устраивают щебёночные сваи.

– Что вы и ваши коллеги предложили для решения проблемы?

– Наше предложение заключается в том, что для создания ограждений можно использовать другую технологию, которая с успехом применяется при сборке резервуаров нефтеналивных комплексов. В створ сооружения погружают предварительно собранные на стендах стальные оболочки большого диаметра, которые в дальнейшем заполняют грунтом. Оболочки предварительно собирают на стендах, расположенных вблизи от места их заглубления, а далее доставляют плавсредствами к месту установки и погружают в створ будущего ограждения. Масса такой оболочки – 50 тонн, диаметр – 16 метров, высота – 15–16 метров, толщина – 10 миллиметров. Если проводить погружение посредством виброударного режима, то оболочка будет равномерно заглубляться под собственным весом. При традиционном способе шпунт в таких условиях сложно погрузить без завалов стенок, разрывов замков.

– Поделитесь, пожалуйста, вашими дальнейшими планами.

– В планах – проводить натурные эксперименты.


Текст: Татьяна Петрова
✔ Узнайте больше о кафедре технологии строительного производства, научной деятельности и преподавателях

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку