28 Октября 2020

Глеб Калюжнюк: «Моё призвание отчасти похоже на то, что делал творец в дни созидания»

Глеб Калюжнюк закончил СПбГАСУ в 2000 г. Сейчас он возглавляет собственную ландшафтно-архитектурную фирму GeoGraffiti, ведёт авторский курс инженерной подготовки. Мы попросили Глеба Калюжнюка рассказать о его учёбе и профессиональной жизни.

Выпускник петербургского ГАСУ

Глеб Калюжнюк на конференции по ландшафтному освещению

– Глеб, расскажите, пожалуйста, как вы выбирали профессию?

– Знаете, у нас в школе была прекрасная учительница по химии. Она так вдохновляла и заинтересовывала своим предметом, что многие в нашем классе, в том числе я, собрались поступать в Техноложку. К счастью, я вовремя понял, что у меня нет призвания изучать эту науку. В процессе подготовки к экзаменам я осознал, что мой путь связан с творчеством, и решил поступать в ЛИСИ на архитектурный факультет. В первый раз я не сдал экзамен: изобразил обратную перспективу. Мой папа, Михаил Модестович Калюжнюк, который преподавал в ЛИСИ дисциплину «Организация, планирование и управление строительством», убедил меня, что, поступив на строительный факультет, я получу всё необходимое для архитектурной деятельности. Он говорил мне, что тот же Ле Корбюзье был строителем, а не архитектором. Чем я хуже? В итоге я поступил на строительный, успешно его закончил (дополнительно как пользователь САПР и АСУ).

Выпускники ГАСУ нулевые

После защиты диплома. Измайловский сад

– Вы стали архитектором с образованием строителя?

– Нет, закончив строительный факультет, я понял, что знаний в области архитектуры мне катастрофически не хватает. Осваивать архитектуру самостоятельно по вечерам у меня не было большого желания. В тот момент ввели платное повторное обучение, и родители помогли мне с ним, я стал учится на дневном на архитектора. Кстати, получая образование строителя, я ходил на лекции по архитектуре к Юрию Сергеевичу Ушакову, по истории и теории ландшафтной архитектуры – к Инге Васильевне Барсовой, по ландшафтоведению – к Разумовскому в ЛГУ.

Когда я поступил на архитектора, то понял, что ландшафт увлекает меня особенно сильно. Ландшафтная архитектура заинтересовала меня возможностью заниматься организацией среды. Можно сказать, моё призвание отчасти похоже на то, что делал творец в дни созидания.

Кафедры ландшафтной архитектуры ещё не было, я учился на кафедре градостроительства и оказался в прекрасной мастерской Владимира Семёновича Антощенкова – нашего любимого педагога. Это место отличалось стремлением создавать нечто нестандартное и интересное, я до сих пор крайне благодарен за такое обучение.

✔ А то, что касалось ландшафта, на тот момент было связано с выдающимся преподавателем Валерием Анатольевичем Нефёдовым, деканом архитектурного факультета. Его лекции и занятия – очень мощная основа ландшафтного образования.

– На какую тему вы писали дипломную работу?

– Тему нам предложила наша любимая преподавательница Светлана Владимировна Бочкарёва, которая и сейчас ведёт проектирование в СПбГАСУ и руководит проектной мастерской. В тот момент была очень актуальна тема реконструкции малых городов, и нам предложили тему «Реконструкция исторического центра города Валдая». Нужно было перевести одну из улиц в пешеходное пространство, реорганизовать транспортные потоки, торговые площади, выставочные сооружения. Мы делали проект вместе с моей одногруппницей Ольгой Зайцевой. Конкурс проходил под патронатом мэрии Валдая (это Новгородская область).

– Как сложилась ваша карьера в Москве, и почему вы приняли решение покинуть Санкт-Петербург?

– Причина переезда проста: Москва – родной город моей жены. Мы планировали жить в Питере, но климат Петербурга был для жены причиной постоянных простуд. Пришлось мне переезжать в Москву.

Имея такое базовое образование, я находился в выигрышном положении относительно окружавших меня в Москве ландшафтников. Большинство из них были агрономами, почвоведами, дендрологами без опыта архитектурно-ландшафтного проектирования. Я стал занимать призовые места на конкурсах благодаря полноценному образованию: как инженерно-строительному, так и архитектурному. Мог решать сложные задачи, которые были труднодоступны другим. Через какое-то время я стал членом экспертных советов и жюри различных архитектурных конкурсов.

– Ваша жена, наверное, тоже творческая личность? И при этом у вас семеро детей!

– Да, она – иконописец по первому высшему образованию, ещё у неё есть диплом модельера-конструктора, три года назад получила профессию педагога. У нас семейный детский сад, жена оформлена в должности воспитателя: это была программа помощи многодетным семьям от Собянина. Нам с женой очень интересно вместе. И, кстати, мы познакомились, обсуждая церковную архитектуру.

– А что было дальше?

– Я проработал в московском офисе компании Honka как «наёмник» очень долго, последние годы – руководителем ландшафтного отдела, а до этого ещё пару лет сотрудничал в компании «Экопарк-Престиж». Работа с элитными заказчиками дала эффект: я развил умение подавать свои идеи интересно, работать качественно и эффективно. Здорово, что у меня есть возможность заниматься высококлассными проектами. Моя компания GeoGraffiti специализируется на проектировании как частных участков, так и посёлков, некоторых городских территорий. В частности, в прошлом году нам удалось поучаствовать в доведении до стадии сдачи парка Политехнического музея. Большинство наших клиентов – частные, и мы свободно работаем с участками от 10 соток до нескольких гектаров.

– Какие к вам поступают заказы? Можете вспомнить самый необычный из них?

– Заказов много: от озеленения террасы балкона до культурно-рыболовного хозяйства в 200 гектаров с домом в 3 тысячи квадратных метров, огромной внутренней лагуной, водохранилищем, фермой, конюшнями и прочим.

В прошлом году мы делали территорию завода, реконструкцию, но в итоге был реализован более простой и функциональный проект. К сожалению, заказчик нечётко сформулировал техническое задание, и мы слишком ушли в эстетику. Ещё один из заказов – бульвар города Байконур, который пронизывает город на две трети.

Реконструкция части Щербинского лифтостроительного завода под рекреационную зону (Московская область). Проект компании GeoGraffiti

Самый необычный заказ в итоге не стал моим: к сожалению, в тот момент у меня не было времени на данный проект. Я переадресовал заказчика. Им нужен был не ландшафтный проект, а макет на 100 квадратных метров территории, как в компьютерной игре «World of Tanks», чтобы люди могли дистанционно управлять моделями танков, вести бой.

– Что для вас важнее: свои амбиции или желание клиента?

– На самом деле, перед профессионалом не стоит такой вопрос. Без творческого начала, попытки каждый раз достичь чего-то нового архитектор не вполне состоятелен, но заказчикам нужно предлагать только то, что им необходимо. Наши творческие амбиции уместны настолько, насколько они будут приняты клиентом.

– Можете ли вы себя назвать влюблённым в работу человеком?

– Сложно сказать. Очень много фокусов внимания в большой семье. Если воспринимать это в контексте гумилёвского «Когда я был влюблён (а я влюблен Всегда — в поэму, женщину иль запах)», наверное, да, ландшафтная архитектура выступает в качестве такой поэмы.

– Вам больше по душе архитектура Петербурга или Москвы?

– Вопрос, конечно, провокационный. Архитектура Питера глубоко внутри меня, это моя часть. Я могу жить вдали от этого города, потому что мысленно могу представлять некоторые маршруты и фрагменты в деталях. К слову, в Питере с семьёй мы бываем достаточно часто.

Когда я переехал, мне нравились отдельные фрагменты исторической застройки Москвы, особенно такие районы, как Маросейка, Варварка. Потом уже ко мне пришло чувство архитектуры города как части организма, целой системы не только в пределах Бульварного и Садового кольца, но и шире. Появился интерес к сталинской архитектуре, окрестным и спальным районам. С архитектурной точки зрения, это такая жёсткая «чересполосица», где двухэтажный особняк может соседствовать с зеркальным офисным блоком, а рядом может располагаться одна из семи сталинских высоток или необычный храм. В общем, любопытный симбиоз всего. Нельзя сказать, что я всё это очень сильно люблю, но в этом есть жизнь, динамика, энергия. Один центр «Москва-Сити» чего стоит!

✔ В Москве многое делается в плане озеленения; так, очень красив и интересен парк «Зарядье», хоть некоторым он и не пришёлся по душе.

– Назовите, пожалуйста, ваших любимых архитекторов.

– Сложно сказать, очень много тех, чьими работами можно вдохновляться: и отечественных, и зарубежных мастеров. Я бы отметил Петера Цумтера, Тадао Андо, Рема Колхаса. Что касается наших профессионалов, то мне довелось на практике поработать в архитектурной мастерской Сергея Юрьевича Мишина, и он, конечно, потрясающий человек. У него немного реализованных объектов, но все они – удивительные. Его собственный дом получил заслуженную премию, вилла в Италии была много где опубликована. Из любимых ещё хочу упомянуть Сергея Чобана, Сергея Скуратова, Тотана Кузембаева, Григоряна, да всех не перечислить.

– Преподаёте ли вы сейчас?

– Я веду свой курс по инженерной подготовке и организации рельефа, стараюсь донести информацию, которую многие считают скучной, интересно и увлекательно. Обучение оказалось полезным как для начинающих, так и для уже получивших полноценное образование и отработавших в профессии десять, пятнадцать, а то и двадцать лет.

– Что вас увлекает помимо ландшафтной архитектуры?

– Я могу назвать себя разносторонним человеком. В подростковом возрасте, например, меня увлекала русская этника, русский фолк, танцы (в институтские годы занимался в ансамбле «Домострой») и восточная культура, тайцзицюань, японское искусство. Кстати, как-то раз я подстригся под японского самурая и пару недель не ходил на встречи в «Домострой» – там бы такого не поняли!

– Что вы хотели бы пожелать студентам СПбГАСУ?

– Вдохновения и целеустремлённости. Важно не затягивать проекты до дедлайна, обязательно оставлять время на стратегическое планирование. Ещё во время обучения пробовать себя в воплощении своих замыслов. Также важно давать себе отдых, чтобы вдохновляться и обогащаться новыми идеями. Хорошие плоды даёт изучение параллельных направлений. Например, сейчас мощно развивается архитектура сетей и параметрическая архитектура.


Текст: Анастасия Блинова

✔ Узнайте больше о направлении ландшафтная архитектура и начните готовиться к поступлению

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку