10 Ноября 2020

Заведующий кафедрой транспортных систем участвует в разработке
Широтной скоростной автомагистрали Петербурга

Разработчик генеральной схемы развития дорог в СПб

Александр Солодкий

Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга отстаёт от бурного развития автомобильного транспорта. Город нуждается в скоростных автомагистралях, которые бы отводили поток автомобилей из центра. О перспективах строительства Широтной скоростной автомагистрали рассказывает доктор экономических наук, заведующий кафедрой транспортных систем СПбГАСУ, доцент Александр Солодкий. Он руководил разработкой Генеральной схемы развития улично-дорожной сети Санкт-Петербурга и Обоснования инвестиций Широтной скоростной автомагистрали.


– Александр Иванович, чем обусловлена потребность в строительстве Широтной скоростной автомагистрали с мостом в створе Фаянсовой и Зольной улиц?

– Эта магистраль позволит существенно улучшить транспортную ситуацию в городе. Во-первых, она оптимизирует транспортные связи практически половины города, разделённого Невой, поскольку мост будет построен на участке Невы с самым большим разрывом между мостами. Для крупного города, поделённого рекой на две половины, нормальный шаг между мостами составляет 500–1000 метров. Такую картину мы видим, например, в Париже. В этом случае происходит равномерное распределение транспортных потоков по улично-дорожной сети, то есть мосты повторяют шаг магистральных улиц общегородского значения. Не образуется «бутылочных горлышек» в виде переправ через реку. Расстояние между мостами Александра Невского и Володарским составляет более 6 километров, что вызывает большие перепробеги транспорта, перегружаются магистрали, ведущие к этим мостам, и сами мосты. В итоге – немалые потери времени, значительное ухудшение экологической ситуации и повышение аварийности. Новая магистраль существенно улучшит ситуацию.

Хочу обратить внимание, что, согласно генпланам (и действующему, и предыдущему), между мостами Александра Невского и Володарским должен быть построен ещё один мост – в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай, на котором обязательно должно быть предусмотрено трамвайное движение.

Строительство широтнополосной магистрали в СПб

Этапы строительства Широтной скоростной автомагистрали

➠ Открыть в большем разрешении (jpg 700 Кб)

✔ Во-вторых, Широтная магистраль с мостом в створе Фаянсовой и Зольной улиц в связке с Западным скоростным диаметром поможет разгрузить центр города. Значительная часть автомобилей едет через центр из-за того, что шесть из девяти (включая ЗСД) мостов через Неву находятся в центральной части Петербурга. Другого пути просто нет. Широтная магистраль даст возможность объехать центр города быстрее, хотя расстояние при этом увеличится. Магистраль с мостом в створе Фаянсовой и Зольной отведёт часть потока, едущего из южной планировочной зоны в Красногвардейский, Калининский, Выборгский районы и обратно от центра. В результате транспортная ситуация в центре города улучшится.

✔ В-третьих, в результате введения Широтной скоростной автомагистрали немного разгрузится мост через Неву на Кольцевой дороге, так как часть транспорта с запада на восток и обратно поедет по этой магистрали.

Этот масштабный проект окажет влияние практически на весь город. В итоге в Петербурге станет легче дышать в прямом и переносном смысле, улучшится транспортное обслуживание города (сократится время на передвижение, станет меньше заторов) и снизится негативное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду.

Влияние этого проекта на город изучалось неоднократно (и при разработке Генеральной схемы развития улично-дорожной сети Петербурга, и при разработке экономического обоснования для строительства этой магистрали), выполнялось транспортное моделирование, и все расчёты показали высокую эффективность строительства. Ещё в 2003 году было получено положительное заключение Госэкспертизы на обоснование инвестиций в эту магистраль.

– Это дорогостоящий проект. Может быть, лучше вложить деньги в развитие общественного транспорта?

– Не надо противопоставлять развитие транспортной инфраструктуры улично-дорожной сети (УДС) и общественного транспорта. Нужно решить и ту, и другую проблему. Куда необходимо вкладывать деньги налогоплательщика? Повторюсь – и в общественный транспорт, и в улично-дорожную сеть. Для движения общественного транспорта необходима транспортная инфраструктура. Появление же таких магистралей, как ЗСД и Широтная скоростная магистраль, убирает часть автомобильного транспорта с УДС, в результате чего улучшаются условия для движения общественного транспорта.

Строительство широтнополосной магистрали в СПб

Широтная скоростная автомагистраль

Стратегический путь решения транспортных проблем наших городов состоит, бесспорно, в развитии общественного транспорта, это предопределено самой застройкой больших и малых российских городов. В нашей стране доля территории, занимаемой улицами и дорогами, в два – два с половиной раза меньше, чем в европейских городах, и в три – три с половиной раза меньше, чем в США. При этом уровень автомобилизации стремится к их показателям. Наши города построены с ориентацией на перемещение населения на общественном транспорте. Однако сегодня жизнь изменилась, многие жители города имеют автомобили, и часть из них будет пользоваться этими автомобилями, даже если мы реформируем общественный транспорт и сделаем его быстрым и удобным.

В соответствии с Транспортной стратегией Санкт-Петербурга приоритеты расставлены так – пешеход, общественный транспорт, индивидуальный автомобиль. Но без появления скоростных магистралей мы не улучшим транспортное обслуживание жителей города. Если общественный транспорт будет передвигаться быстрее, чем индивидуальный, он заработает средства на содержание своего парка. Транспорт – это платная услуга: чем больше пользователей, тем больше денег.

Для того чтобы снизить нагрузку на центр города, московские власти сделали парковку в центральной части столицы платной. Стоимость парковки подняли до 200–350 рублей, и центр города сразу разгрузился. Появились выделенные полосы для общественного транспорта, увеличилась скорость его движения. Ситуация улучшилась.

– Оправдала ли себя схема государственно-частного партнёрства, которая использовалась при строительстве ЗСД? Её планируют использовать и для Широтной скоростной автомагистрали.

– В целом, да. Были определённые проблемы, потому что отсутствовал опыт такого партнёрства. В частности, благодаря ЗСД наработано законодательство (в том числе и федеральное) в этой сфере. В этих процессах участвовали Минэкономразвития, Всемирный банк реконструкции и развития. Механизм реализации проекта на условиях государственно-частного партнёрства был создан.

Строительство широтнополосной магистрали в СПб

Широтная скоростная автомагистраль на карте города

Широтная скоростная автомагистраль тоже будет строиться на условиях государственно-частного партнёрства. Часть средств выделит федеральное правительство, часть – Санкт-Петербург, и часть – частный концессионер. Но кроме строительства самой дороги, необходимо будет решать вопросы развития улично-дорожной сети, обеспечивающей её подключение к Широтной скоростной магистрали. Заторы и пробки на съездах-въездах недопустимы. Это городская территория, и город должен вкладываться в развитие улично-дорожной сети, примыкающей к автомагистрали.

– На некоторых участках Широтная скоростная автомагистраль пролегает в новых районах с высокой плотностью населения. Люди возражают против того, что дорога пройдёт под их окнами.

– Это очень серьёзный вопрос. Проблема согласования проекта с жителями прилегающих территорий возникает практически на каждом объекте. Все рассуждают так: «Дорога нужна, но пусть она пройдёт у дома соседа, а я буду по ней ездить». Очень много времени и сил было потрачено на согласование ЗСД с жителями Васильевского острова. К исследованиям были подключены профильные институты Российской академии наук, моделировалось изменение экологической ситуации. Расчёты показывали, что при одинаковых объёмах передвижения появление ЗСД снижает объём сжигаемого в городе бензина на 6 процентов. Обращаю внимание – в городе в целом. Недавно Алексей Николаевич Бнатов, глава компании «Магистраль Северной столицы», которая эксплуатирует ЗСД, в одном из выступлений обнародовал цифры, согласно которым на ЗСД показатели ДТП на порядок ниже, чем в среднем по городу. Он также привёл данные о снижении экологической нагрузки на город благодаря Западном скоростному диаметру.

Строительство широтнополосной магистрали в СПб

Участки Широтной скоростной автомагистрали

Максимальные объёмы выбросов происходят при движении в «заторах», в режиме постоянного разгона-торможения. Любой автомобилист знает, что если он выезжает на загородную дорогу, то удельный расход бензина падает в полтора и более раз. Скоростные автомагистрали уменьшают заторы в городе. На ЗСД ушёл колоссальный объём транспорта, а раньше все эти автомобили могли попасть с севера города на юг, только проехав через центр.

✔ Скоростные автомагистрали – это экологическая безопасность, высокая скорость передвижения, безопасность и разгрузка дорожной сети, по которой пойдёт, в том числе, и общественный транспорт.


Текст: Елена Шульгина

✔ Узнайте подробности о кафедре транспортных систем, её направлениях подготовки и преподавателях

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку