18 Февраля 2021

Студенческие отряды на строительстве самого высокого здания Европы 

О строительстве башни «Лахта Центр», начавшемся еще в октябре 2012 года, многие петербуржцы знают не понаслышке. Вокруг этого сооружения кипели споры, так как башню планировали возвести на Охтинском мысу в Красногвардейском районе. Однако по просьбе горожан строительство перенесли в район Лахты, отчего здание и приобрело свое название.

Лахта

Строители

Студенты СПбГАСУ

На первом этапе строительства в течение полутора лет велись инженерно-геологические изыскания: верхний слой грунтов у Финского залива составляют слабые породы. Но выяснилось, что под ними залегает вендский горизонт – это древнейшие глины, которым 540–635 миллионов лет. Прочные, как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой. Создание небоскреба началось с возведения «стены в грунте», забивки буронабивных свай в количестве 264 штук и заливки двух бетонных плит, которые служат ядром жёсткости для надземной части. Во время этих работ был зафиксирован рекорд, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса, – за 49 часов без остановки было залито 19 624 м³ бетона, что на 3000 м³ превысило предыдущий мировой рекорд.

В работе над 462-метровым гигантом принимали участие 6500 человек в смену. Этим летом ряды строителей пополнили студенты со всей России, в том числе из СПбГАСУ. ССО «Польза» и некоторым нашим студентам в составе строительных отрядов других вузов удалось поучаствовать в отделочных работах, попробовать себя в качестве инженеров ПТО и помощников геодезистов. Это была ответственная и интересная задача. Некоторых студентов-выпускников впоследствии пригласили работать на строительстве «Лахта Центра» на постоянной основе.


✔ Как была организована трудовая деятельность студентов, и что инновационного заложено в строительстве башни?

Как известно, пандемия внесла множество корректив в нашу жизнь. Коснулось это и строительства «Лахта Центра»: перед началом работы студентам необходимо было выдержать двухнедельную обсервацию в гостиницах и общежитиях, предоставленных работодателем. И только после этого нам впервые удалось попасть на объект. К работникам предъявлялись довольно строгие требования: нельзя пользоваться телефонами, что-либо фотографировать на объекте, необходимо было прослушать лекции по пожарной безопасности и трудовой дисциплине. Только при соблюдении этих условий можно было приступать к работе. Студентам были предоставлены все необходимые средства индивидуальной защиты, вплоть до масок и перчаток, робы и специальной обуви. Стоит признаться: работать было очень интересно, ведь как с 11 этажа, так и с 63-го открывается невероятный вид на Санкт-Петербург.

Нам удалось прикоснуться к инновационным технологиям, которыми пронизан каждый миллиметр здания – начиная от конструктивных элементов, габариты которых отличаются друг от друга (повторяющийся элемент можно встретить только один раз на 189 тысяч) и заканчивая буферными зонами, благодаря которым здание «дышит». В «умном» небоскребе автоматика решает и то, какой должна быть влажность в здании, она же определяет, достаточно ли светло в помещениях. Контролировать микроклимат позволяют датчики, установленные по всему зданию, они отправляют сигналы в «мозг» системы. К примеру, чтобы воздух не был сухим, компьютер анализирует данные и регулярно включает камеры орошения воздуха, которые распыляют воду. Человек в этих процессах не участвует.

Фасад небоскреба тоже «умный». Для проектировщиков и строителей «Лахта Центра» было важно не только создать архитектурную оболочку, но и решить проблемы энергоэффективности. Уникальная формула стекла, которым облицован фасад, защищает людей в здании от перегрева прямыми солнечными лучами и сохраняет тепло в помещениях в холодную погоду. По проекту, рабочие места сотрудников можно смело размещать вплотную к окнам – жарко не будет. Кроме того, архитектура «Лахта Центра» позволяет максимально использовать естественное освещение: доля помещений с таким освещением составляет 75%.

Общая площадь фасадов – более 130 000 м2 стекла, которое нужно содержать в чистоте и, при необходимости, ремонтировать элементы конструкций. До высотной отметки 369 метров работает система обслуживания фасадов (СОФ), состоящая из кареток подъема-спуска, платформы и направляющих рельсов вдоль ребер здания. Резиновые ролики не позволят повредить фасад. Подъем всей системы осуществляется с уровня земли. На одной платформе может находиться два человека. Верхушку шпиля будут обслуживать промышленные альпинисты. В их арсенале – электрические подъемники.

✔ Благодаря таким необычным инженерным решениям «Лахта Центр» можно обслуживать с помощью автоматики, привлекая к решению многих проблем, которые встают при эксплуатации здания, меньше людей.


Текст: Александра Петрова, 11-См-1

Узнайте больше о студенческих отрядах университета

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку