Арктика становится ближе
Международная конференция «Транспортная доступность Арктики: сети и системы», прошедшая в СПбГАСУ 2–4 июня, собрала учёных, руководителей предприятий, представителей органов власти. Более 200 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Воронежа, Иркутска, Тюмени, других российских городов и из-за рубежа обсудили повышение доступности арктических регионов, развитие устойчивых транспортных систем.
Доцент Института проблем транспорта РАН Ольга Бородина; декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ, к. т. н. Андрей Зазыкин; ведущий эксперт Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ Сергей Доценко; профессор кафедры НТТМ СПбГАСУ, д. т. н., профессор Виктор Добромиров; аспирант кафедры НТТМ СПбГАСУ Кирилл Фомин; ассистент кафедры НТТМ, аспирант Ульяна Мейке
Организаторы конференции – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Институт безопасности дорожного движения СПбГАСУ, Высшая техническая школа в Монреале (École de Technologie Supérieure; Канада), Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко Российской академии наук, Российская академия транспорта.
От имени ректора СПбГАСУ, д. э. н., к. т. н. Евгения Рыбнова к участникам обратилась проректор по научной работе, д. э. н. Ирина Дроздова: «65 процентов территории России занимает зона вечной мерзлоты. Арктические поселения отличают внушительные конструкции инженерных сетей, расположение сооружений на опорах и аварийное состояние дорог. Практически все населённые пункты Заполярья выглядят выживающими, а не развивающимися. В связи с этим возникает необходимость обеспечить устойчивое развитие арктической зоны Российской Федерации на основе инновационных решений в области проектирования и строительства зданий различного назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры».
Проректор проинформировала участников конференции о научных исследованиях в области изучения и освоения Арктики, которые проводятся в СПбГАСУ.
В 2019 г. вуз стал членом научно-образовательного центра «Российская Арктика. Новые материалы, технологии и методы исследования», созданного в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М. В. Ломоносова. Начиная с 2018 г. учёные СПбГАСУ ежегодно получают гранты на фундаментальные исследования от Минстроя России, Российской академии архитектуры и строительных наук, Фонда содействия инновациям.
На основании Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. и Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на 2021–2030 гг. в СПбГАСУ утверждены направления фундаментальных научных исследований в области развития, изучения и освоения Арктики. За последние пять лет в университете по арктической тематике получено 30 патентов на изобретение, опубликовано более 50 научных статей, индексированных в базах данных Scopus и Web of Science, защищено 10 диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора технических наук.
«Надеюсь, что конференция, которая проходит в Год науки и технологий, позволит найти эффективные решения большинства проблем и будет способствовать плодотворному сотрудничеству российских и зарубежных вузов и бизнес-сообщества, появлению интересных проектов в области развития транспортной инфраструктуры в Арктике», – подчеркнула Ирина Дроздова.
Сергей Евтюков, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин (НТТМ) СПбГАСУ, зачитал приветствие от председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, к. э. н. Николая Харитонова и председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Германа Широкова. Плодотворной работы и больших успехов участникам также пожелали президент ассоциации «Единая логистика» – управляющей компании Логистического кластера Северо-Запада России Андрей Андреев и генеральный директор АО «Авиакомпания "Якутия"», к. т. н. Владимир Горбунов.
✔ О перспективах развития технологий автомобилестроения в условиях Арктики сообщил декан автотракторного факультета Белорусского национального технического университета, профессор кафедры «Транспортные системы и технологии», д. т. н. Денис Капский. Спикер рассказал об опытном образце вездехода на шинах низкого давления. Это транспортное средство высокой проходимости, предназначенное для бездорожья и грунтов со слабой несущей способностью, в том числе для снега, льда, воды и заболоченной местности. Ещё одна инновационная разработка – производство и применение в условиях Арктики моторных топлив, полученных из возобновляемых источников сырья. Производство, доставка и хранение такого топлива практически не несут угрозы для арктической экосистемы. Отходы производства можно использовать для кормления животных.
Маршрутная сеть самолётов
Sukhoi Superjet SSJ100
(из презентации Владимира Горбунова)
✔ О роли авиации в транспортной доступности северных регионов и об эксплуатации воздушных судов в условиях Крайнего Севера рассказал генеральный директор АО «Авиакомпания "Якутия"» Владимир Горбунов. Он подчеркнул: государственная программа «Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации» требует повышения транспортной доступности северных регионов, где большую роль играет авиация. Но в небольших региональных аэропортах эксплуатация современных воздушных судов при температурах ниже –40° С в безангарных условиях приводит к снижению надёжности и увеличению отказов. Авиакомпании вынуждены избегать длительных и ночных стоянок. Решением проблемы может стать широкое использование отечественного лайнера «Суперджет-SSJ100», который может успешно эксплуатироваться при –54° С. Для этого разработан проект единого центра технического обслуживания и ремонта российской авиационной техники на базе сертифицированного центра «Якутия Текникс», имеющего опыт поддержания лётной годности самолётов SSJ100.
Последствия деградации вечной мерзлоты (из презентации Александра Пушкарёва, Александра Афанасьева, Тамары Виноградовой и Анастасии Максимовой)
✔ Профессор кафедры НТТМ СПбГАСУ, д. т. н. Александр Пушкарёв, заведующий кафедрой транспортно-технологических процессов и машин Санкт-Петербургского горного университета, к. воен. н., профессор Александр Афанасьев, доцент кафедры НТТМ СПбГАСУ, к. т. н. Тамара Виноградова и аспирант кафедры НТТМ СПбГАСУ Анастасия Максимова представили доклад «Техника и технологии дорожно-строительных работ в условиях неустойчивых массивов сезонно-мёрзлых грунтов». Учёные говорили о том, что увеличение температуры и глубины летнего протаивания многолетних грунтов, сокращение их площади, наблюдаемые с 1970-х гг., существенно воздействуют на экономику северных регионов: на Севере России сосредоточено более 30% разведанных запасов нефти, около 60% природного газа, огромные залежи каменного угля и торфа, создана обширная инфраструктура, обслуживающая нужды добывающей промышленности, при этом многие сооружения построены на свайных фундаментах, используют в качестве основания многолетнемёрзлый грунт и рассчитаны на эксплуатацию в определённых температурных условиях. Для решения проблем, связанных с надёжностью и долговечностью объектов транспортной инфраструктуры Арктики, учёные предложили ряд технико-технологических мероприятий, включая оснащение значимых инфраструктурных объектов системами мониторинга для недопущения аварийных ситуаций.
✔ Динамический мониторинг концентрации вредных выбросов от автотранспорта на основе сверхточных нейронных сетей – предмет изучения ведущего научного сотрудника, доцента кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета, к. т. н. Владимира Шепелёва. «Исследования ВОЗ показывают: половина всей смертности, вызванной загрязнением воздуха, связана с движением автотранспорта. Существующие методики и решения не позволяют определять количество и структуру загрязняющих веществ от транспортных потоков в режиме реального времени», – сообщил автор, представив инструмент для отслеживания выбросов вредных веществ от автотранспорта под названием AIMS Eco. «Мы можем дать инструмент для дорожных служб, позволяющий управлять трафиком, оценивать дорожную ситуацию и эффективность действий транспортных служб», – утверждает автор.
✔ Деловую встречу, посвящённую международному сотрудничеству, открыл доклад проректора по внешним связям СПбГАСУ, д. пед. н., профессора Ирины Луговской о международной деятельности вуза: «В следующем году СПбГАСУ отметит 190 лет со дня своего основания. За эти годы он внёс значимый вклад в архитектурное, строительное наследие нашей страны и многих зарубежных государств», – подчеркнула она.
✔ Доцент Инженерной академии Российского университета дружбы народов и Московского государственного строительного университета, к. т. н. Шуберт Меньян выступил с докладом «Комплексный механизм в обеспечении экоустойчивости систем арктической зоны». Автор уверен: глобальное партнёрство в освоении арктического региона с разработкой комплексного механизма управления отходами позволит обеспечить сбалансированное развитие, сохраняя при этом всё богатство арктической экосистемы.
✔ Программа конференции также включала в себя круглый стол молодых учёных, организованный советом молодых учёных СПбГАСУ. В его рамках директор отраслевого акселератора «Транспортные инновации Москвы» (ТИМ) Иван Юнин поделился информацией о деятельности возглавляемого им проекта. ТИМ помогает стартапам запустить пилотный проект, проводит обучение, привлекает к работе лучших экспертов, помогает устанавливать необходимые деловые связи.
✔ Ответственный секретарь журнала «Научный вестник» Московского государственного технического университета гражданской авиации, доцент кафедры организации перевозок на воздушном транспорте МГТУ ГА, к. э. н. Ирина Полешкина познакомила слушателей с особенностями публикаций в Scopus и Web of Science, поделилась советами, как выбрать журнал для опубликования статьи. Молодые учёные рассказали о своих диссертационных исследованиях.
Сборник статей участников конференции, индексируемый в международных базах научного цитирования Scopus и Web of Science, будет опубликован на английском языке в издании Transportation Research Procedia издательства Elsevier BV.
Текст: Татьяна Петрова
Фото: Лада Чеглакова
✔ Узнайте больше о конференциях и семинарах СПбГАСУ