19 Июля 2021

Как сделать российскую Арктику привлекательной для туристов:
в СПбГАСУ состоялась летняя школа по арктической архитектуре

С 5 по 16 июля на площадке Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета в онлайн-формате проходила летняя школа «Architecture of Eco-Tourism Complexes in the Arctic: Opening “Terra Incognita”». Мероприятие было организовано в сотрудничестве с Университетом Хоккайдо (Япония), партнёрским вузом СПбГАСУ.

Заключительный круглый стол летней школы 16.07.2021

Заключительный круглый стол летней школы 16 июля 

Участников ждали дискуссии, воркшопы и создание собственных проектов под руководством кураторов. В первой части программы студенты прослушали лекции, посвящённые истории арктической архитектуры, её потенциалу и особенностям проектирования зданий в этом специфическом климате. Так, профессор Университета Хоккайдо Норихиро Ватанаби поделился опытом информационного моделирования снежных потоков в городе Саппоро. 

Саппоро является самым снежным городом Японии, а в мире лидирует среди городов-миллионников по среднегодовой толщине снежного покрова: осадков здесь выпадает больше, чем, к примеру, в Новосибирске. Эти климатические условия бросают вызов дизайну городской среды, который требует особого подхода. Такой дизайн должен быть направлен на уменьшение связанных со снегопадом проблем и создание для местных жителей максимально комфортных сценариев проведения досуга на улице. 

В Университете Хоккайдо решение проблемы видят в моделировании снежных и ветровых потоков с помощью CFD-программ (на базе вуза были проведены успешные аэродинамические эксперименты). Результаты подобного моделирования помогут проектировать жилые пространства так, чтобы максимально облегчить уборку снега и его влияние на комфорт среды и снизить связанные с этим расходы (на данный момент в Саппоро они составляют более 19 млн иен в сезон). Этот подход имеет огромный потенциал для глобального использования и может служить отличным инструментом дальнейшего совершенствования дизайна городской среды.

✔ Профессор Такафуми Фукуяма рассказал о новом направлении в туризме – это «снежный и ледовый» туризм. Студенты узнали, как суровая зима может стать туристическим брендом. Лекция профессора Таро Мори была посвящена вопросам теплового обследования зданий в зоне холодного климата. 

✔ Преподаватели СПбГАСУ также прочли три лекции. Фёдор Перов, заведующий кафедрой архитектурного проектирования, поделился многолетним опытом работы с арктической архитектурой в Ленинградском зональном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования (ЛенЗНИИЭП), а также рассказал о современных проектах для Арктики. Игорь Иванов, доцент кафедры архитектурного проектирования, представил проект культурного центра для города Воркуты, выполненный в его мастерской выпускницей магистратуры 2021 г. Дарьей Вабищевич

✔ Александра Еремеева, доцент кафедры дизайна архитектурной среды, координатор международной летней школы, рассказала об архитектуре комплексов экотуризма. В условиях пандемии COVID-19 людям особенно хочется избегать столпотворения в шумных городах. При этом архитектура для экотуризма должна находиться в гармонии с природой, не наносить ей ущерба. Разработка подобных комплексов стала заданием воркшопа.

По завершении лекций студенты в мини-группах в течение нескольких дней разрабатывали проекты туристических комплексов в российской части Арктики. Результаты были представлены в финальный день школы.

Проект комплекса в г. Кировск. Эскиз

Проект туристического комплекса в Кировске Мурманской области (эскиз)

Первая команда разработала проект туристического комплекса в Кировске Мурманской области. По словам студентов, одним из главных преимуществ этой территории является горный ландшафт. Именно вокруг него выстроены основные активности, предлагаемые данным комплексом. В первую очередь это хайкинг (пешие прогулки), предусматривающий маршруты как для подготовленных туристов, так и для начинающих. При этом внутри самого́ комплекса будет установлена большая модель Хибин: так гостям легче определиться с маршрутом. 

На горных вершинах планируется построить группу домов, из которых можно наблюдать северное сияние. Доставлять туристов сюда планируется с помощью подъёмника. 

Концепция комплекса опирается на локальную природную идентичность: фасад здания своей формой напоминает гору. 

Проект комплекса на Земле Франца-Иосифа. Визуализация

Проект комплекса на Земле Франца-Иосифа. Визуализация

Вторая команда разработала проект комплекса на Земле Франца-Иосифа. При создании концепции студенты применили SWOT-анализ, выявивший сильные и слабые стороны территории, а также зоны роста и риска. По мнению участников, её островное расположение позволяет сделать водные прогулки одной из самых привлекательных туристических опций. Тем не менее, характерные экстремально сильные ветра будут ощутимо влиять на маршруты этих прогулок. Ещё одной сложностью может стать неразвитая инфраструктура местности, и авторы надеются это исправить с помощью запуска фуникулера, который позволит любоваться открывающимися на архипелаг видами и северным сиянием.

Проект комплекса в Териберке. Китовый центр

Проект комплекса в Териберке. Китовый центр

Третья команда разработала проект для села Териберка (Мурманская область). Идентичность туристического комплекса складывается из удалённости деревни в сочетании с хорошей транспортной доступностью, впечатляющих водных пейзажей, возможностей для круглогодичной рыбалки и наблюдения за морскими животными. Фасад центра своей вытянутой формой отсылает к силуэту кита.  

По словам Кристины Козленковой, из-за уединённого расположения Териберка может показаться мрачной, однако эта характеристика тоже является частью идентичности комплекса и помогает создать особую атмосферу созерцательности, необходимую для спокойного отдыха. Среди предлагаемых туристам сценариев досуга – посещение спа-центра, музея и подводного ресторана. 


Наставники школы высоко оценили представленные проекты. «Опыт работы с участниками по-настоящему уникален, – отметила Яна Елизарова, старший преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ. – Все они имеют степень бакалавра и соответствующий багаж знаний, и это было не просто взаимодействие учеников с учителем, а профессиональный обмен мнениями». 

Фёдор Перов также уверен в том, что проекты, выполненные на очень хорошем уровне, обязательно станут важной частью портфолио студентов и помогут им полнее погрузиться в контекст арктической архитектуры. 

«Школа стала очень полезным и вдохновляющим опытом, – прокомментировала специалист управления по студенческим обменам Университета Хоккайдо Сачико Като, – надеюсь, она расширила знания студентов и позволила им по-новому взглянуть на привычные вещи». 

Участники выразили благодарность организаторам и преподавателям школы. «Было очень здорово и необычно работать в мультикультурной команде под руководством замечательных кураторов, которые поощряли наши идеи и помогали их развивать», – рассказала Кристина Козленкова. 

«Эти занятия, безусловно, останутся в моей памяти надолго, – поделилась Цименг Лю, – и я уверена, что приобретенный здесь опыт поможет мне в построении карьеры». 

Всего в обучении по программе приняли участие представители четырёх стран – России, Японии, Китая и Шри-Ланки. 

Сертификаты участников летней школы, организованной СПбГАСУ и HU

«Я очень рада, что Международная архитектурная школа по арктической архитектуре получила столько положительных отзывов от наших коллег из Японии и студентов из разных стран, – говорит координатор школы Александра Еремеева. – Это наш первый опыт. Онлайн-формат позволил создать международную команду в условиях, когда многие границы закрыты. Мы будем развивать данную программу в дальнейшем. Скоро будут объявлены даты школы на 2022 год. Надеемся, что в следующий раз мы сможем встретиться лично в Санкт-Петербурге». 


Текст: Александра Подольникова; Александра Еремеева – координатор летней школы
Фото: разработки участников летней школы

✔ Узнайте больше о международных проектах университета

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку