10 Ноября 2021

Аспирант Николай Козак – о стажировке в Университете Минью:
«Приходится решать серьёзные головоломки»

Аспирант кафедры АДМиТ петербургского ГАСУ

Николай Козак

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет сотрудничает со множеством зарубежных вузов. Наши обучающиеся и преподаватели активно участвуют в программах академических обменов, отправляясь за границу для учёбы и стажировок.


Николай Козак – аспирант кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Математической оценкой надёжности конструкций он заинтересовался, ещё будучи студентом. Сейчас Николай проходит стажировку в партнёрском вузе СПбГАСУ – португальском Университете Минью (Universidade do Minho), где знакомится с мировым опытом экспериментальных исследований и современными методами обработки экспериментальных данных, а также обзаводится новыми профессиональными контактами.

– Расскажите, пожалуйста, как вы оказались на стажировке в этом вузе.

– С работами исследовательской группы профессора Жозе Матоша из Университета Минью я впервые познакомился, ещё когда был студентом, – о них на занятиях упоминал доцент нашей кафедры, к. т. н. Антон Владимирович Сырков, коллега Жозе по IABSE (Международной ассоциации мостового и строительного проектирования).

Уже тогда меня увлекла область проводимых ассоциацией исследований – оценка надёжности конструкций. В 2020 году в Санкт-Петербург приехала делегация из Университета Минью, и между нашими вузами было заключено соглашение о сотрудничестве. Кстати, буквально несколькими неделями ранее я познакомился с Жозе Матошем на конференции в Болгарии.

Так началось наше взаимодействие. Весной прошлого года мы провели несколько онлайн-встреч, и на одной из них я выступил с докладом об отечественной практике оценки конструкций по критерию долговечности. Так что когда мне предложили поехать на стажировку в этот университет именно к этой научной команде, я сразу же согласился! Тем более, на тот момент в рамках своего исследования я закончил сбор экспериментальных данных, и нужно было начинать их обработку. С методикой я тогда до конца не определился, поэтому находился в поиске эффективных решений.

За работой

– Вы говорили, что цель поездки – ознакомление с мировым опытом экспериментальных исследований. Расскажите, как стажировка поможет вашей дальнейшей работе.

– Как я уже упоминал, незадолго до отъезда я получил экспериментальные данные по своему объекту, и теперь мне необходимо увязать их с разработанными ранее математическими моделями. Иными словами – провести инициализацию модели. На основе эти данных я скорректирую разрабатываемую методику, с помощью которой можно будет рассчитать, насколько выносливы элементы объединения сталежелезобетонных пролётных строений.

Вопросами инициализации моделей и последующей статистической обработки данных я занимаюсь вместе с португальскими коллегами.

– Как структурирована стажировка? Вероятно, вы посещаете семинары, лекции, работаете в лабораториях?

– Стажировка в основном состоит из персональных встреч или небольших групповых собраний, где мы обсуждаем конкретные проблемы наших исследований, но иногда проводятся и общие встречи-слушания. На одном из таких собраний я выступил с презентацией своего исследования – получил первый опыт доклада на иностранном языке. А потом ещё и начались вопросы… В общем, тема вызвала интерес!

Университет Минью, в целом, исследовательский. В научной команде Жозе Матоша – около 40 аспирантов и несколько постдоков (молодых кандидатов наук, которые непосредственно курируют исследователей без степени). Команда очень интернациональна, на последней большой встрече были представители десяти стран.

Здесь проводят широкий спектр исследований по надёжности конструкций, так что каждый из группы находит точки соприкосновения с коллегами. Я, например, в основном общаюсь с постдоком Эльдером Соузой и двумя аспирантами – итальянцем Алессандро и вьетнамцем Мингом: у нас оказались достаточно схожие темы, мы договорились о совместной работе и публикации статей. Некоторые дни проходят без встреч, тогда я занимаюсь в университетской библиотеке с большим выбором специализированной литературы или на своём рабочем месте в университете.

Разработка модели для оценки выносливости конструкции. Рис.1 – общая схема. Рис. 2 – поэтапная схема.

Разработка модели для оценки выносливости конструкции. Экспериментальный этап

– Вы упоминали, что уже получили определённые промежуточные результаты исследований. Расскажите об этом подробнее.

– Мы с коллегами разработали проект модели для оценки надёжности элемента с точки зрения его выносливости, и сейчас работаем над реализацией.

Модели оценки надёжности сегодня хорошо сформулированы для прочностного расчёта, однако для их применения в проверке выносливости нужны значительные доработки.

Кроме того, модель рассматриваемого мною узла в значительной мере нелинейна. Это заставляет решать серьёзные головоломки с алгоритмами анализа, одновременно обеспечивая и высокую точность, и приемлемую скорость расчётов.

Если с использованием данной методики мы обеспечим высокую надёжность элементов в процессе эксплуатации, то уменьшатся риски, связанные с выключением плиты пролётного строения из совместной работы. Таким образом, повысится общая надёжность мостовых конструкций.

Хочется поблагодарить СПбГАСУ за организацию стажировки! Такие командировки помогают начинающим учёным сориентироваться в мировом научном пространстве и расширить круг профессиональных знакомств.


Текст: Александра Подольникова 
Фото предоставлены Николаем Козаком

✔ Узнайте больше о международной деятельности университета

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку