18 Января 2022

Прямая речь
Какие общественные пространства нам нужны

 Автор колонки – кандидат архитектуры Фёдор Перов,
заведующий кафедрой архитектурного проектирования


Фёдор Перов

Общественные пространства – это актуальная категория, которая находится в центре внимания и постоянно обсуждается. Существуют различные взгляды на это понятие. И, главное, существует очень упрощённое представление о том, что такое общественные пространства. Часто их классифицируют так: площадь, набережная, улица, торговая улица, парк и т.д. С одной стороны, это правильная классификация, с другой – она не совсем точна. Дело в том, что, например, в Петербурге множество площадей, которые не являются никакими общественными пространствами: они могут быть перекрёстками, используемыми для разделения транспортных потоков.

Имеются другие взгляды на понятие общественного пространства. Так, известный американский архитектор Грей Плоссер дал другую классификацию, которая кажется мне очень точной.

Общественное пространство – это место, где люди собираются, или пространство, где люди перемещаются, движутся. Например, пешеходная улица, где идёт движение людей по тем или иным направлениям, причём у каждого есть отправная и конечная точки этого перемещения. Есть другие общественные пространства, куда люди собираются для того, чтобы на что-то смотреть, за чем-то наблюдать: например, площадь Микеланджело во Флоренции, откуда открывается роскошный вид на весь город, или архипелаг Санторини в Греции, где люди наслаждаются видом на закаты. Их задача – общаясь между собой, созерцать красивую панораму. Есть места сакрального типа, где можно подумать о чём-то великом, о душе.

Эту классификацию общественных пространств по их функции я считаю более верной.

Вопрос в том, что необходимо, чтобы то или иное место выполняло функцию общественного пространства. Для этого существует целый комплекс требований, который на практике, к сожалению, часто не учитывается, и вместо общественных пространств возникают просто благоустроенные зоны. Если сделали благоустройство, говорят, что сделали общественное пространство, а это неправильно.
.

Требования к общественным пространствам делятся на три крупные группы: защищённость, комфорт и удовлетворённость.

Под защищённостью понимается ощущение безопасности для тех, кто находится в этом общественном пространстве. В первую очередь это достигается отсутствием транспортного движения. Наличие трафика полностью разрушает общественное пространство, поэтому я не могу классифицировать как общественное пространство, например, Дворцовую площадь. Наличие автомобильного движения через площадь уничтожает функцию общественного пространства. Кроме того, должна быть возможность для людей передвигаться с невысокой скоростью, спокойно прогуливаться. Другой аспект защищённости – безопасность от проявлений криминала, различных хулиганствующих элементов, что обеспечивается, например, хорошим освещением в любое время дня и ночи. Ещё один фактор защищённости – создаваемый микроклимат, защита от неблагоприятных погодных условий. Мы живём в северном городе, и нам хорошо, когда общественное пространство открыто для солнечного света, но в летнюю жару необходимо обеспечить тень. Когда холодно, хорошо бы защитить от этого холода: заслонить от ветра, обеспечить дополнительные средства защиты от холода, а летом, наоборот, защитить от перегрева. Дальше – минимизация загрязнений и другого дискомфорта: минимум пыли, шума. Вот только всё это в совокупности и обеспечивает необходимую защищённость.

Вторая группа требований – комфорт. Первое, что его обеспечивает, – это связанность общественного пространства с окружающей территорией: общественные пространства должны быть частью пешеходных связей, находиться на точках их пересечения, быть доступными. Людям должно быть легко туда попадать. Ещё лучше, когда доступность осуществляется экологичными видами транспорта (самокаты, велосипеды), но в том объёме, чтобы они не мешали безопасности людей, находящихся на этой территории.

Второй элемент комфорта – просматриваемость: это сложное понятие, это не просто просматриваемость насквозь; архитектурное пространство должно быть организовано таким образом, чтобы люди легко могли в нём ориентироваться. Должны быть архитектурные доминанты или средства навигации, которые позволяют человеку легко понять, где он находится, в каком направлении ему двигаться. Визуальная дистанция до объектов, которые привлекают человека, должна быть разумной. То есть не должно быть гигантских пространств, которые не имеют визуальных ориентиров, а ориентация должна быть обеспечена не только днём, но и ночью.

Следующее условие для комфорта – это возможность передвигаться пешком. Это должно быть пространство для передвижения без препятствий, создающих дискомфорт для такого передвижения: важно качество покрытия, ведь некомфортно двигаться по пространству, на котором лужи, грязь или оно скользкое. Этой зимой я был на рождественской ярмарке на Манежной площади в Петербурге, и некомфортно было передвигаться по этому месту: лёд, лужи. То есть прогуливаешься по красивому городу, но поверхность настолько жуткая, что люди вместо того, чтобы смотреть на замечательное место, которое пытались организовать, смотрят под ноги, боясь упасть. И передвижение по хорошо организованному общественному месту должно быть одинаково удобным для всех: для детей, для взрослых, для пожилых людей.

Затем, комфортное общественное пространство должно быть удобным для встреч и разговоров, местом, где удобно встречаться и вести беседы, не шумно. Значит, должны быть пространства, которые стимулируют встречу друг с другом, с низким шумовым уровнем. Это не нахождение на гигантской площади, как, например, на Дворцовой. Там можно встречаться, но это не совсем комфортное место, чтобы пообщаться.

Необходима соответствующая уличная мебель, причём расстановка скамеек как попало не значит, что организовано общественное пространство. Должно быть удобно сесть, пообщаться, провести время. Люди любят находиться в общественных пространствах с целью общения, времяпрепровождения и бесед. Места для этого должны быть привлекательными по дизайну, а также иметь некие дополнительные качества – возможность погреться на солнышке или, наоборот, спрятаться в тень.

И ещё один аспект комфорта общественного пространства – его функциональность. Например, наличие мест для физической активности, игр. В зависимости от типа общественного пространства функциональность обеспечивается разными способами: там, где люди движутся, нужно одно, где собираются, – другое. В сакральных местах должна быть возможность находиться маленькими группами или вообще уединившись, не мешая друг другу.

И последняя большая группа требований к общественному пространству – удовлетворённость. К ним относится человеческий масштаб. Объекты пространства должны быть сомасштабны человеку. Например, в Нью-Йорке никакое качественное общественное пространство среди небоскрёбов сделать не получится. Там специально создан Центральный парк, который отдельно собирает людей вне самых высоких зданий. Иногда в общественных пространствах размещают гигантские скульптуры: это неудачное решение, потому что в этом случае, создавая визуальный акцент, с точки зрения человеческого масштаба наносят существенный ущерб качеству пространства. К этой группе требований относится идентичность общественного пространства: желательно, чтобы эти общественные пространства были связаны с какими-то событиями, историей места. Так, если пространство создано в бывшей промышленной зоне, то функция промышленности, в силу которой создавался этот район, должна доминировать и быть определяющей при формировании темы общественного пространства. Локальная история, ощущения этого места и локальная идентификация очень важны для идентичности территории.

✔ И последнее – очень важно, чтобы общественное пространство формировало у людей положительные эмоции. Это хороший дизайн и детали, качественные материалы. Нередко в общественных пространствах используются дешёвые материалы, которые быстро приходят в негодность. В этом плане я очень насторожённо отношусь к дереву, которое сейчас широко используется в виде досок, мощения. С одной стороны, это очень хороший материал, но он должен быть достаточного качества, чтобы через пять лет не сгнил, не стал препятствием для передвижения людей, в нём не накапливался мусор и так далее. Я видел много общественных пространств, сделанных вроде бы стильно, но в связи с тем, что материал был недостаточно качественным, они быстро приходили в негодность. Кроме того, важны хорошие видовые составляющие, которые создают ощущения и положительные эмоции, наличие деревьев, цветов, воды и других средств, которые эти эмоции создают.

И последнее – общественные пространства не должны рассматриваться отдельно от окружающей застройки. Архитектурный фон часто является определяющим при оценке качества общественных пространств. При этом важна включённость архитектурного окружения в функционирование общественного пространства за счёт активного использования первых этажей, пешеходной проницаемости. Должна быть интеграция учреждений обслуживания, расположенных на первых этажах, с общественным пространством за счёт использования его примыкающей части и, наоборот, первые этажи должны становиться частью общественного пространства.

Редактор рубрики: Глеб Барбашинов
Фото автора: Сергей Клишис

Подборка колонок

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте