Концепция, разработанная командой, предполагает сохранение и развитие рекреационной зоны, ревитализацию исторических объектов – фортов, повышение туристической привлекательности и раскрытие культурного потенциала острова.

С 4 по 15 июля в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете состоялась летняя школа, посвящённая северной архитектуре, – Ecocamp: Architecture of Ecotourism in Cold Climate Area.
Доцент кафедры дизайна архитектурной среды (ДАС) СПбГАСУ Денис Романов (шестой слева), доцент кафедры ДАС Александра Еремеева (седьмая слева) и заведующий кафедрой архитектурного проектирования СПбГАСУ Фёдор Перов (первый справа) с участниками школы
В очном формате школа проводилась впервые: в прошлом году из-за пандемии она состоялась онлайн. В нынешнем сезоне в ней приняли участие 10 человек: студенты СПбГАСУ, а также обучающиеся и выпускники Ижевского государственного технического университета.
Собравшихся приветствовала организатор мероприятия, доцент кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ Александра Еремеева, поделившаяся опытом прошлого года, когда в мероприятии приняли участие студенты из четырёх стран мира. Они проектировали объекты туристической инфраструктуры для трёх локаций: поселка Териберка и города Кировска Мурманской области, а также для архипелага Земля Франца-Иосифа.
Проректор СПбГАСУ по молодёжной политике Ирина Луговская и доцент кафедры дизайна архитектурной среды Александра Еремеева на открытии летней школы по арктической архитектуре
Проректор СПбГАСУ по молодёжной политике Ирина Луговская отметила, что архитектура холодных климатических зон – одно из важнейших для вуза практических и теоретических направлений. «Нашему университету в этом году исполнилось 190 лет, это одно из старейших учебных заведений на Северо-Западе, и я уверена, что накопленный здесь опыт поможет вам углубить свои знания в данной области. И, конечно, приехавшие к нам из другого вуза смогут познакомиться с СПбГАСУ и прочувствовать его особую атмосферу», – добавила она, обращаясь к участникам.
Ребят привёл сюда искренний интерес к архитектуре Севера. Кто-то – как участницы из СПбГАСУ и Ижевского государственного технического университета – уже знаком с её основами, а для кого-то школа станет отличной возможностью приобрести совсем новую компетенцию – как для Левана Кобалии, который учится на строительной специальности.
По завершении церемонии открытия студентов ждала обзорная экскурсия по университету. В этом году участникам предстояло спроектировать туристический комплекс на острове Котлин близ Санкт-Петербурга, где расположен Кронштадт.
Участники и кураторы летней школы по арктической архитектуре во время экскурсии в Кронштадт
На следующий день ребята отправились в Кронштадт для проведения предпроектных исследований – чтобы наглядно изучить особенности территории и использовать наблюдения при создании концепции. После этого они прослушали лекции по арктической архитектуре и развитию туристической инфраструктуры холодных регионов (в том числе им был предоставлен доступ к записям видеолекций преподавателей Университета Хоккайдо, Япония – партнёрского вуза СПбГАСУ), а затем, разделившись на две группы, разработали концепции объекта. Проекты курировали доценты кафедры дизайна архитектурной среды Денис Романов и Александра Еремеева. Финальная презентация работ состоялась в заключительный день школы.
Обсуждение проектов во время финальной презентации. Заведующий кафедрой архитектурного проектирования Фёдор Перов, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Денис Романов и преподаватель кафедры архитектурного проектирования Александра Кузьмина
Разработке проектов предшествовал SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз территории). Команда, в которую вошли студентки архитектурного факультета СПбГАСУ Анушик Марабян, Анастасия Антонова и Ольга Кучер, выпускница Института строительства и архитектуры ИжГТУ Ольга Перуанская и студентка ИСА ИжГТУ Анастасия Берестова, отнесла к плюсам острова Котлин живописность ландшафта, в том числе видов, открывающихся с фортов «Шанц» и «Риф», насыщенную историю местности и чистые песчаные пляжи. По мнению авторов, это даёт острову большой потенциал. «Здесь можно устраивать массовые мероприятия, а форты легко привлекают сюда туристов. При этом внутренняя инфраструктура территорий развита недостаточно, а большой их процент и вовсе не используется из-за сильной заболоченности», – рассказала Ольга Кучер. Низкая освещённость зон пребывания людей и дождливый и ветреный климат делают пребывание здесь для многих некомфортным. Кроме того, в пиковые часы их-за большого наплыва посетителей на парковках не хватает мест, а значит, актуален вопрос доступности проектируемого объекта.
Концепция, разработанная командой, предполагает сохранение и развитие рекреационной зоны, ревитализацию исторических объектов – фортов, повышение туристической привлекательности и раскрытие культурного потенциала острова.
В ходе предварительных исследований участницы составили портрет потребителя услуг – местных жителей и туристов, чтобы предложить группам разносезонные сценарии проведения досуга, от рыбалки до водного спорта. При этом авторы позаботились, чтобы по мере продвижения вглубь острова приватность досуга возрастала, и если в начале пути посетителям предлагаются активные массовые виды отдыха (возле форта «Шанц» планируется установить станцию аренды велосипедов, площадки для яхтинга и сёрфинга и оборудовать подвесную экотропу), то дальше им встретятся частный пляж, бани и глемпинг-зона, где можно расположиться в одиночку или небольшой компанией. Логичным завершением маршрута станут несколько смотровых площадок форта «Риф». Важным инфраструктурным решением является смотровая башня, которую установят недалеко от входной зоны – поднявшись на неё, люди смогут посмотреть на форт «Шанц» сверху и затем решить, куда именно они хотят пойти дальше (башня оборудована лифтом, что делает её доступной для маломобильных людей).
SWOT-анализ, проведённый второй группой (обучающиеся ИСА ИжГТУ Софья Шергина, Диляра Девятых, Вероника Богородская, студентка архитектурного факультета СПбГАСУ Лидия Антонова и студент Института безотрывных форм обучения СПбГАСУ Леван Кобалия), выявил похожие особенности территории. Авторы особо подчеркнули возможность адаптации акватории и развития прибрежных зон.
Участники создали детализированный портрет потребителей – туристов одного дня, шумных компаний, семейных пар и местных жителей. Основными критериями для этого было то, какое место проведения досуга ищет посетитель, чувствует ли он усталость от продолжительной ходьбы, а также то, какие эмоции он хочет получить от поездки. Именно в соответствии с таким портретом они разработали инфраструктурное наполнение комплекса и предложили разные сценарии досуга.
✔ В холодное время года посетителям будут доступны кемпинг, рыбалка, спортивный и уединённый отдых, а также культурные мероприятия, проводимые на различных площадках. «При этом на пути следования по выбранным маршрутам расположатся точки обогрева, где люди смогли бы выпить кофе и перекусить», – объяснила Диляра Девятых.
Летние сценарии предполагают отдых на пляже, различные виды сёрфинга и прогулки на катере. При этом некоторые виды досуга возможны в любое время года – например, банный комплекс и глемпинг.
Авторы проекта вдохновлялись уникальностью места, стараясь сделать концепцию максимально экологичной, отразить в ней единение человека с природой. Эстетически они отталкивались от форм ледяных глыб, камней и плавных форм воды. Именно в таком стиле предлагается оформить малые архитектурные формы, а также фасады глемпингов, дорожек, событийные и праздничные зоны.
1. Участницы из Ижевского государственного технического университета Екатерина Перуанская, Анастасия Берестова, Софья Шергина и Диляра Девятых с сертификатами и памятными подарками
2. Участницы из СПбГАСУ Лидия Антонова, Вероника Богородская, Анастасия Антонова, Анушик Марабян и Ольга Кучер с сертификатами и памятными подарками
Преподаватели высоко оценили представленные проекты комплексов. «За этими концепциями стоит большой труд. Если их немного доработать, то получились бы настоящие выпускные квалификационные работы», – подытожил заведующий кафедрой архитектурного проектирования Фёдор Перов.
Текст: Александра Подольникова,
управление международной деятельности
Фото: Екатерина Никифорова
Проекты предоставлены участниками летней школы
✔ Узнайте больше о летних школах СПбГАСУ