История кафедры

  • Исто­рия ка­фед­ры 


Кафедра автомобильных дорог, мостов и тоннелей СПбГАСУ является правопреемницей первого в России Училища гражданских инженеров, созданного по указу императора Николая I Правительствующему Сенату в 1832 г., где

«признано необходимым, прежде всего, образование способных к производству дорожных работ по правилам искусства чиновников, которые бы по назначению Начальников Губерний занимаясь исправлением и устроением дорог, мостов и переправ, в тоже время способствовали познаниями своими и частным людям в заведениях по разным отраслям промышленности и построений.

Для достижения сей цели учреждается Училище Гражданских Инженеров».


Под руководством выпускников строились, ремонтировались и реконструировались шоссейные и грунтовые дороги, мосты, трубы и дорожные здания по всей России.

До Великой Отечественной войны кафедра находилась в составе Ленинградского автодорожного института, а в 1947 г., после образования в Ленинградском инженерно-строительном институте автодорожного факультета, возобновила обучение студентов уже в составе ЛИСИ. Приём студентов на первый курс в эти годы по специальности кафедры составлял более 100 человек на бюджетной основе, при выпуске – до 100 дипломированных инженеров.

В 1947 г. автодорожный факультет возглавил доцент, кандидат технических наук Владимир Николаевич Коковин, кафедру изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог – доцент, кандидат технических наук Борис Григорьевич Корнеев; несколько позже вновь образованную кафедру мостов возглавил профессор, доктор технических наук Владимир Константинович Качурин.

С 1960-х гг. кафедры переименованы в кафедру автомобильных дорог и кафедру мостов и тоннелей.


Руководство ими осуществляли: кафедрой автомобильных дорог – к. воен. н., доцент Л. У. Селюков (1962–1975 гг.), д. т. н., профессор М. Н. Першин (1975–1990 гг.), д. т. н., профессор Б. Н. Карпов (1990–2011 гг.), д. воен. н., профессор Н. А. Ермошин (2011–2013 гг.); кафедрой «Мосты и тоннели» с 1975 по 1978  г. – д. т. н., профессор Н. А. Крылов, к. т. н., доценты В. В. Ковалёв и А. М. Крюков. С 1978 по 1989 гг. кафедрой заведовала д. т. н., профессор Н. И. Новожилова (с 1998 г. – заслуженный деятель науки РФ). С 1989 по 2013 гг. кафедру «Мосты и тоннели» возглавлял к. т. н., профессор В. А. Быстров (он же с 1993 по 2007 гг. – директор Автодорожного института СПбГАСУ по совместительству).


С первых дней организации кафедры на ней преподавали видные учёные, опытные производственники: профессор В. И. Крыжановский, доценты А. М. Крюков, И. П. Осташев, Н. В. Гаврилов, генерал-майор, проф., д. т. н., заслуженный деятель науки и техники РСФСР А. А. Калерт, проф., д. т. н., директор «СоюздорНИИ» Ю. М. Васильев, проф., д. т. н., декан автодорожного факультета А. П. Платонов, проф., д. т. н., заслуженный деятель науки и техники РСФСР М. Н. Першин, проф., д. т. н., заслуженный деятель науки и техники РСФСР М. С. Фишельсон и др.

Научные исследования кафедра ведёт по широкому фронту дорожно-мостовых проблем не только Северного и Северо-Западного регионов, но и по общероссийской тематике.

На кафедрах были проведены:

  • крупные экспериментальные испытания эксплуатационных качеств аэродромов и дорог (Л. У. Селюков, В. А. Кириенко, Э. Д. Бондарева);
  • ряда нормативных документов, в том числе каталога местных материалов и отходов производства Северо-Западного региона (Л. У. Селюков, Е. Н. Баринов, Б. Н. Карпов, Н. Н. Беляев, Г. И. Артюхина);
  • новые технологии получения высококачественных асфальтобетонных смесей на основе магнитной активации и вспенивания битумов (М. Н. Першин, Е. Н. Баринов, Г. В. Кореневский);
  • выполнена разработка технологического регламента и технологических карт на проведение работ по содержанию улиц Санкт-Петербурга (Б. Н. Карпов, В. П. Олехнович, М. П. Клековкина, А. С. Симонова, В. Н. Григоренко);
  • осуществлена разработка фрагментированных сборных и комбинированных бетонных дорожных покрытий под тяжёлое, скоростное и интенсивное движение (Б. Н. Карпов, А. М. Симановский, В. П. Олехнович, М. П. Клековкина, А. С. Симонова);
  • разработаны теоретические основы моделей календарного планирования дорожно-строительного производства, практические методы из расчёта (А. И. Солодкий, Б. Н. Карпов, С. В. Рехов);
  • для автоматизированного проектирования разработан программный комплекс «Robur» с обеспечением обработки материалов геодезической съёмки, проектирования дорог, выноса проекта в натуру, контрольно-исполнительной съёмки (М. А. Овчинников, Н. Н. Попов, Э. Д. Бондарева, Ю. С. Чижевский);
  • разработаны рекомендации по блочному мощению улиц в ходе участия кафедры в первых городских проектах мощений – М. Конюшенная ул., площадь вокруг храма Спаса на Крови (Б. Н. Карпов, А. М. Симановский);
  • создана система мониторинга автомобильных дорог в Санкт-Петербурге с использованием информационных технологий (В. П. Олехнович, А. М. Симановский, Б. Н. Карпов, А. А. Гуров, Е. А. Алексеева);
  • разработаны математические модели с исследованием проблем висячих мостов (В. К. Качурин);
  • разработаны решения по совершенствованию конструктивных форм, методов расчёта, внедрению в мостостроение новых материалов и марок высокопрочных сталей (В. А. Быстров, Н. И. Новожилова, В. Л. Шайкевич);
  • выполнены многочисленные испытания и техническая диагностика состояния городских и автодорожных мостов и прогнозирование их остаточного ресурса (В. А. Быстров, О. В. Воронин, Е. Н. Корныльев, Д. А. Ярошутин).

Особенностью выполненных НИР кафедры была и остаётся практическая реализация результатов в проектах, осуществлённых при участии преподавателей на опытных участках.

Высокой степенью новизны и эффективности (более 10 патентов, несколько монографий и пять кандидатских диссертаций) характеризуется разработка новой технологии магнитной активации и вспенивания битума, нашедшая практическое применение в дорожных организациях России и зарубежья с учётом того, что на кафедре по ней детально проработана вся конструктивно-технологическая документация.

В 1990-е гг. кафедра дорог совместно с институтом «Ленгипроинжпроект» разработала первые проекты плиточного (блочного) мощения в Санкт-Петербурге, осуществляла авторский надзор в ходе производства работ и фактически дала старт блочному мощению улиц и тротуаров северной столицы.

В научных разработках кафедры мостов 1980–1990-х гг. уделялось внимание исследованиям эксплуатационной надёжности мостов Петербурга и Ленинградской области (было испытано свыше 200 мостов), совершенствованию конструктивных форм, методов расчёта и внедрению в мостостроение новых материалов и марок высокопрочных сталей. Результатом работы явилось издание в 1987 г. монографии В. А. Быстрова «Совершенствование конструкций и расчёта элементов сталежелезобетонных мостов», а в 1993 г. – Н. И. Новожиловой и В. Л. Шайкевича «Применение сталей высокой прочности в мостовых конструкциях».

В период с 1947 по 2018 гг. кафедра дорог выпустила более 5500 дипломированных инженеров-дорожников; кафедра мостов – свыше 2000 специалистов мостового направления; степень доктора технических наук получили восемь выпускников, кандидатов технических наук – 49 выпускников кафедры.

На кафедре ведётся разработка новых типов сборных и комбинированных дорожных покрытий на композиционной основе с привлечением современных теоретических решений, что может обеспечить прорыв в увеличении реальных сроков службы дорог, повышении их качества по характеристикам ровности и безопасности движения.

По работе получено семь авторских свидетельств и патентов, защищены одна докторская и пять кандидатских диссертаций. Постоянно действуют четыре опытных участка.

В 2013 г. кафедры объединились в кафедру автомобильных дорог, мостов и тоннелей, которой в период 2013–2018 гг. заведовал к. т. н., доцент А. В. Квитко. В конце 2018 г. на должность заведующего кафедрой избрана к. т. н., доцент М. П. Клековкина.
Кафедра установила активные связи с проектными и дорожно-мостовыми организациями Санкт-Петербурга и регионов, помогая им решать задачи производственного и кадрового направлений; кадровый состав в них, как правило, составляют наши выпускники, которые и в центральных дорожных органах занимают высшие правительственные должности.

Наиболее известные выпускники
А. А. Брахно – вице-губернатор  Ленинградской области
Н. А. Тарбаев – директор по техническим вопросам, директор по качеству ОАО «МО-19»
В. А. Шмидт – генеральный директор ЗАО «Пилон»
В. И. Соколов – директор Северо-Западного института повышения квалификации работников дорожного хозяйства и транспорта
Ю. Ю. Крылов и П. А. Выгодин – главные инженеры проектов в ЗАО «Институт "Стройпроект"»
А. Ю. Левакин – заместитель генерального директора Федерального дорожного агентства (Росавтодор)
А. С. Ярошутин – начальник отдела эксплуатации дорожно-мостовых сооружений Дорожного агентства Республики Коми
И. А. Пичугов – генеральный директор АО «Петербург-Дорсервис»
В. В. Калинин – генеральный директор ОАО «Асфальтобетонный завод №1»
В. Г. Сирож – генеральный директор ОАО «Гарант»
В. В. Гурьянов – генеральный директор «Лендорстрой-2»
В. В. Абрамов – генеральный директор ЗАО «ВАД»
В. П. Перевалов – первый заместитель генерального директора ЗАО «ВАД»
В. П. Олехнович – заместитель начальника ФКУ «Упрдор Москва – Нижний Новгород»
С. Л. Малинин – первый заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга
В. П. Петушенко – председатель правления Государственной компании «Автодор»

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку