История кафедры АДМТ

Кафедра «Автомобильных дорог, мостов и тоннелей» СПбГАСУ является правопреемницей первого в России Училища гражданских инженеров, созданного по Указу Императора Николая I Правительствующему Сенату в 1832 г., где

«признано необходимым, прежде всего, образование способных к производству дорожных работ по правилам искусства чиновников, которые бы по назначению Начальников Губерний занимаясь исправлением и устроением дорог, мостов и переправ, в тоже время способствовали познаниями своими и частным людям в заведениях по разным отраслям промышленности и построений.

Для достижения сей цели учреждается Училище Гражданских Инженеров».

Под руководством выпускников строились, ремонтировались и реконструировались шоссейные и грунтовые дороги, мосты, трубы и дорожные здания по всей России.

До Великой Отечественной Войны кафедра находилась в составе Ленинградского автодорожного института, в 1947 году кафедра после образования автодорожного факультета вновь возобновила обучение студентов в составе ЛИСИ, прием студентов на I курс в эти годы по специальности кафедры составлял более 100 человек на бюджетной основе, при выпуске – до 100 дипломированных инженеров.

В 1947 году автодорожный факультет возглавил доцент, кандидат технических наук Коковин Владимир Николаевич, кафедру изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог- доцент, кандидат технических наук Корнеев Борис Григорьевич; несколько позже – образованную кафедру мостов возглавил профессор, доктор технических наук Качурин Владимир Константинович.

С 1960-х годов кафедры переименованы в кафедры «Автомобильных дорог» и «Мостов и тоннелей».


Руководство ими осуществляли: кафедрой «Автомобильных дорог» к.в.н., доцент Л.У. Селюков (1962 – 1975 гг.), д.т.н., профессор М. Н. Першин (1975 – 1990 гг.), д.т.н., профессор Б. Н. Карпов (1990 – 2011 гг.), д.в.н., профессор Н. А. Ермошин (2011 – 2013 гг.), кафедрой «Мосты и тоннели» с 1975 по 1978 г. д.т.н., профессор Н.А. Крылов, к.т.н., доценты В.В. Ковалев и А.М. Крюков. С 1978 по 1989 г. кафедрой заведовала доктор технических наук, профессор Н.И. Новожилова (с 1998 г. – заслуженный деятель науки РФ). С 1989 по 2013 г. кафедру «Мосты и тоннели» возглавлял кандидат технических наук, профессор В.А. Быстров (он же с 1993 по 2007 г. – директор Автодорожного института СПбГАСУ – по совместительству).


С первых дней организации кафедры на ней преподавали видные ученые, опытные производственники: профессор В.И. Крыжановский, доценты А.М. Крюков, И.П. Осташев, Н.В. Гаврилов, генерал-майор, проф., д.т.н., заслуженный деятель науки и техники РСФСР А. А. Калерт; проф., д.т.н., директор «СоюздорНИИ» Ю. М. Васильев; проф., д.т.н., декан автодорожного факультета А. П. Платонов; проф., д.т.н., заслуженный деятель науки и техники РСФСР М. Н. Першин; проф., д.т.н., заслуженный деятель науки и техники РСФСР М. С. Фишельсон и др.

Научные исследования кафедра ведет по широкому фронту дорожно–мостовых проблем не только Северного и Северо-Западного регионов, но и по общероссийской тематике.

На кафедрах были проведены:

- крупные экспериментальные испытания эксплуатационных качеств аэродромов и дорог (Селюков Л.У., Кириенко В.А., Бондарева Э.Д.)

-и ряда нормативных документов, в том же каталога местных материалов и отходов производства Северо-Западного региона РФ (Селюков Л.У., Баринов Е.Н., Карпов Б.Н., Беляев Н.Н., Артюхина Г.И.);

- новые технологии получения высококачественных асфальтобетонных смесей на основе магнитной активации и вспенивания битумов (Першин М.Н., Баринов Е.Н., Кореневский Г.В.);

- выполнена разработка технологического регламента и технологических карт на проведение работ по содержанию улиц г. Санкт-Петербурга (Карпов Б.Н., Олехнович В.П., Клековкина М.П., Симонова А.С., Григоренко В.Н.);

- осуществлена разработка фрагментированных сборных и комбинированных бетонных дорожных покрытий под тяжелое, скоростное и интенсивное движение (Карпов Б.Н., Симановский А.М., Олехнович В.П., Клековкина М.П., Симонова А.С.);

- разработаны теоретические основы моделей календарного планирования дорожно-строительного производства, практические методы из расчета (Солодкий А.И., Карпов Б.Н., Рехов С.В.);

- для автоматизированного проектирования разработан программный комплекс «Robur» с обеспечением обработки материалов геодезической съёмки, проектирования дорог, выноса проекта в натуру, контрольно- исполнительной съемки (Овчинников М.А., Попов Н.Н., Бондарева Э.Д., Чижевский Ю.С.);

- осуществлена разработка рекомендаций по блочному мощение улиц при участии кафедры в первых городских проектах мощений – ул. М. Конюшенная, (Софьи Перовской), площадь вокруг храма «Спаса на Крови» (Карпов Б.Н., Симановский А.М.);

- создана система мониторинга автомобильных дорог в Санкт-Петербурге с использованием информационных технологий (Олехнович В.П., Симановский А.М., Карпов Б.Н., Гуров А.А., Алексеева Е.А.);

- разработаны математические модели с исследованием проблем висячих мостов (Качурин В.К.);

- разработаны решения по совершенствованию конструктивных форм, методов расчета, внедрению в мостостроение новых материалов и марок высокопрочных сталей (Быстров В.А., Новожилова Н.И., Шайкевич В.Л.)

- выполнены многочисленные испытания и техническая диагностика состояния городских и автодорожных мостов и прогнозирование их остаточного ресурса (Быстров В.А., Воронин О.В., Корныльев Е.Н., Ярошутин Д.А.).

Особенностью выполненных НИР кафедры была и остаётся практическая реализация результатов в проектах при участии преподавателей в их реальном осуществлении на опытных участках.

Высокой степенью новизны и эффективности (более 10 патентов, несколько монографий и пять кандидатских диссертаций и т.д.) характеризуется разработка новой технологии магнитной активации и вспенивания битума, нашедшая практическое применение в дорожных организациях РФ и зарубежья с учетом того, что на кафедре по ней детально проработано вся конструктивно- технологическая документация.


В 90-е годы кафедра дорог совместно с «Ленгипроинжпроект»-ом разработала первые проекты плиточного (блочного) мощения в Санкт-Петербурге (Малая Конюшенная, площадь «Храма на Крови»), осуществляла авторский надзор в ходе производства работ (исполнитель-фирма «Ботка и К») и фактически дала старт блочному мощению улиц и тротуаров в Санкт-Петербурге.

В научных разработках кафедры мостов 1980-1990-х годов уделялось внимание исследованиям эксплуатационной надежности мостов Петербурга и Ленинградской области (было испытано свыше 200 мостов), совершенствованию конструктивных форм, методов расчета и внедрению в мостостроение новых материалов и марок высокопрочных сталей. Результатом работы явилось издание в 1987 году монографии В.А. Быстрова «Совершенствование конструкций и расчета элементов сталежелезобетонных мостов, а в 1993 году – Н.И. Новожиловой и В.Л. Шайкевича «Применение сталей высокой прочности в мостовых конструкциях».


В период 1947 до 2018 гг кафедра дорог выпустила более 5500 дипломированных инженеров–дорожников; кафедра мостов – свыше 2000 специалистов мостового направления, получили степень доктора технических наук 8 выпускников, кандидатов технических наук – 49 выпускников кафедры.

На кафедре ведется разработка новых типов сборных и комбинированных дорожных покрытий на композиционной основе с привлечением современных теоретических решений может обеспечивать прорыв в увеличении реальных сроков службы дорог, повышения качества по ровности и безопасности движения.

По работе получено 7 авторских свидетельств и патентов, защищено 1 докторская и 5 кандидатских диссертаций. Постоянно 4 опытных участка.

В 2013 году кафедры объединились в кафедру автомобильных дорог, мостов и тоннелей, которой в период 2013-2018 гг заведовал кандидат технических наук, доцент Квитко А.В. В конце 2018 г. на должность заведующего кафедрой избрана кандидат технических наук, доцент Клековкина Мария Петровна.

Кафедра имеет широкие и устойчивые связи с проектными и дорожно-мостовыми организациями города и регионов, помогая им решать задачи производственного и кадрового направлений; кадровый состав в них, как правило, составляют наши выпускники, которые и в центральных дорожных органах занимают высшие правительственные должности.

Наиболее известные выпускники

А.А. Брахно – вице-губернатор Правительства Ленинградской области;

Н.А. Тарбаев – директор по техническим вопросам, директор по качеству ОАО МО – 19;

В.А. Шмидт – генеральный директор ЗАО «Пилон»;

В.И. Соколов – директор СЗ ИПК работников дорожного хозяйства и транспорта;

Ю.Ю. Крылов и П.А. Выгодин – ГИП – в ЗАО «Институт «Стройпроект»»;

А.Ю. Левакин – зам генерального директора Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР);

А.С. Ярошутин – начальник отдела эксплуатации дорожно-мостовых сооружений дорожного Агентства республики Коми РФ;

И.А. Пичугов – генеральный директор АО «Петербург-Дорсервис»;

В.В. Калинин – генеральный директор ОАО «Асфальтобетонный завод №1»;

В.Г. Сирож – генеральный директор ОАО «Гарант»;

В.В. Гурьянов - генеральный директор «Лендорстрой-2»;

В.В. Абрамов– генеральный директор ЗАО «ВАД»;

В.П. Перевалов – первый заместитель генерального директора ЗАО «ВАД»;

В.П. Олехнович - заместитель начальника ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород»;

С.Л. Малинин - первый заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга;

В.П. Петушенко - председатель правления Государственной компании «Автодор».

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку