История кафедры

  • Исто­рия ка­фед­ры 


Кафедра автомобильных дорог, мостов и тоннелей СПбГАСУ служит достижению целей первого в России Училища гражданских инженеров, созданного по указу императора Николая I Правительствующему Сенату в 1832 г., в котором «признано необходимым, прежде всего, образование способных к производству дорожных работ по правилам искусства чиновников, которые бы по назначению Начальников Губерний занимаясь исправлением и устроением дорог, мостов и переправ, в тоже время способствовали познаниями своими и частным людям в заведениях по разным отраслям промышленности и построений. Для достижения сей цели учреждается Училище Гражданских Инженеров».

Несмотря на то, что до 1906 г. Училище, а позднее Институт гражданских инженеров выпускали инженеров без разделения на профильные специальности по отдельным отраслям, многие выпускники специализировались в области строительства, ремонта и содержания дорог.

Известную роль в подготовке специалистов сыграла кафедра «обыкновенных дорог» Петроградского института инженеров путей сообщения, которую возглавлял видный учёный в области проектирования и изысканий шоссейных дорог профессор Г. Д. Дубелир. Инженерно-дорожное отделение института просуществовало до 1925 г. С 1926 г., кроме курса дорожного дела, в институте вводятся курсы по грунтовым дорогам, усовершенствованным дорогам, дорожным машинам, автомобилям и др.

Позднее подготовка специалистов для дорожного строительства осуществлялась на автодорожном факультете, образованном в Ленинградском институте инженеров путей сообщения в 1929 г. В 1930 г. этот факультет был выделен в самостоятельный Ленинградский автомобильно-дорожный институт, просуществовавший до Великой Отечественной войны. Педагогическую деятельность в области строительства и содержания шоссейных дорог в этих институтах вели Н. Н. Иванов (д. т. н., профессор, лауреат Государственных премий, работавший после войны в Московском автомобильно-дорожном институте,), А. И. Анохин (д. т. н., профессор, впоследствии работавший в Сибирском автомобильно-дорожном институте) и др. К руководству кафедрой «Дорожное дело» ЛАДИ был привлечён военный инженер, позднее профессор Л. В. Новиков. Ряд сотрудников ЛАДИ в дальнейшем влились в ряды преподавателей Ленинградского инженерно-строительного института – современного СПбГАСУ.

Одной из первоочередных задач дорожников того времени было улучшение грунтовых дорог, состояние которых по мере роста автомобильного движения становилось всё менее удовлетворительным. Для повышения эффективности использования грунта и других местных материалов, как, например, гравия, были разработаны и теоретически обоснованы оптимальные смеси, получившие широкое применение для устройства проезжей части дорог. В успешном использовании грунтов в дорожном строительстве решающую роль сыграли труды профессоров Н. Н. Иванова, Н. В. Орнатского, М. М. Филатова, В. В. Охотина. После 1941 г. был издан учебник для автодорожных вузов «Грунтоведение и механика грунтов», составленный профессорами Н. В. Орнатским, В. Ф. Бабковым и др.

С открытием в 1947 г. автодорожного факультета в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ) начинается новый этап подготовки инженеров дорожной и мостовой специальностей.

Автодорожный факультет возглавил доцент, к. т. н. В. Н. Коковин; кафедру изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог – доцент, к. т. н. Б. Г. Корнеев. Несколько позже вновь образованную кафедру мостов возглавил профессор, д. т. н. В. К. Кочурин.

С 1960-х гг. кафедры переименованы в кафедру автомобильных дорог и кафедру мостов и тоннелей соответственно. Руководство ими осуществляли: кафедрой автомобильных дорог – к. воен. н., доцент Л. У. Селюков (1962–1975 гг.), д. т. н., профессор М. Н. Першин (1975–1990 гг.), д. т. н., профессор Б. Н. Карпов (1990–2011 гг.), д. воен. н., профессор Н. А. Ермошин (2011–2013 гг.); кафедрой мостов и тоннелей – д. т. н., профессор Н. А. Крылов (1975–1978 гг.), кандидаты технических наук, доценты В. В. Ковалёв и А. М. Крюков. С 1978 по 1989 гг. кафедрой заведовала д. т. н., профессор Н. И. Новожилова (с 1998 г. – заслуженный деятель науки РФ). С 1989 по 2012 гг. кафедру мостов и тоннелей возглавлял к. т. н., профессор В. А. Быстров (он же с 1993 по 2007 гг. – по совместительству директор Автодорожного института СПбГАСУ). С 2012 по 2013 г. кафедрой заведовал к. т. н., доцент А. В. Квитко.

С 2013 по конец 2018 г. объединённую кафедру автомобильных дорог, мостов и тоннелей возглавлял к. т. н,, доцент А. В. Квитко.

В 2018 г. кафедра автомобильных дорог, мостов и тоннелей была включена в состав строительного факультета СПбГАСУ.

С конца 2018 г. кафедру возглавляет к. т. н., доцент М. П. Клековкина.

С послевоенного времени профильные дисциплины кафедр преподавали видные учёные, опытные производственники: профессор В. И. Крыжановский, доценты А. М. Крюков, И. П. Осташев, Н. В. Гаврилов, д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, генерал-майор А. А. Калерт; д. т. н., профессор, директор ЛФ «Союздорнии» Ю. М. Васильев; д. т. н., профессор, декан автодорожного факультета А. П. Платонов; д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР М. Н. Першин; д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР М. С. Фишельсон; д. т. н., профессор, главный научный сотрудник ЛФ «Союздорнии» М. Б Корсунский и др. Под их руководством разрабатывались нормативно-технические документы для дорожной отрасли, выполнялись первые в СССР исследования эксплуатационного состояния аэродромов, создавались технологии вспенивания битумов при приготовлении асфальтобетонных смесей, новые конструкции и методика расчёта дорожных одежд с фрагментированным несущим слоем, каталог местных материалов и отходов производства для дорожного строительства на Северо-Западе РФ, система управления качеством дорожных одежд.

Под руководством этих учёных кафедрой были подготовлены не только инженеры дорожной и мостовой специализаций, но и молодые учёные, успешно защитившие диссертации кандидатов и докторов технических наук.

В период с 1947 по 2021 г. подготовлено более 5700 дипломированных инженеров-дорожников; свыше 2000 специалистов мостового направления; степень доктора технических наук получили восемь выпускников, кандидатов технических наук – 49 выпускников кафедры.

Защитили диссертации, получили степень к. т. н. работающие ныне на кафедре АДМиТ Э. Д. Бондарева, А. С. Судомоин, Г. И. Артюхина, А. М. Cимановский, В. П. Радов, Е. Н. Корныльев, А. В. Сырков, заведующая кафедрой М. П. Клековкина.

Выпускники кафедры успешно работают в различных структурах органов управления дорожным хозяйством (федерального, регионального и муниципального значения), в проектных, строительных и иных организациях отрасли.

Кафедра автомобильных дорог, мостов и тоннелей СПбГАСУ имеет постоянные связи с проектными и дорожно-мостовыми организациями Санкт-Петербурга и регионов, помогая им решать задачи производственного и кадрового обеспечения.

В настоящее время успехи кафедры АДМиТ в учебно-педагогической, научно-исследовательской деятельности и в решении отраслевых задач обусловлены тем, что более 70% сотрудников кафедры имеют ученые степени и звания, из которых трое (профессора Б. Н. Карпов и В. А. Быстров, к. т. н., доцент Е. Н. Корныльев) удостоены почётного звания «Заслуженный работник высшей школы РФ», четверо являются почётными дорожниками России (профессора Б. Н. Карпов и В. А. Быстров, доценты Э. Д. Бондарева и В. П. Радов), один – почётным работником транспорта России (к. т. н., доцент В. П. Радов). В числе преподавательского состава кафедры – руководители и ведущие специалисты профильных организаций Санкт-Петербурга.

Научные исследования кафедра ведёт по широкому спектру дорожно-мостовых проблем не только Северного и Северо-Западного регионов, но и по общероссийской тематике.

Высокой степенью эффективности (более 10 патентов, несколько монографий и пять кандидатских диссертаций) и востребованностью характеризуется технология магнитной активации и вспенивания битума, разработанная на кафедре и нашедшая практическое применение в дорожных организациях России и зарубежья. По данной технологии на кафедре детально проработана вся конструктивно-технологическая документация, выпущено издание «Вспененные битумы в дорожном строительстве» (авторы М. Н. Першин, Е. Н. Баринов, Г. В. Кореневский).

Под руководством к. т. н., профессора В. А. Быстрова на кафедре много лет успешно ведутся работы, связанные с совершенствованием и практическим использованием современных методов расчёта, конструирования и определения ресурса дорожных и мостовых сооружений.

В научных исследованиях кафедры большое внимание уделяется эксплуатационной надёжности мостов как в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, так и по всей России (в настоящее время испытано свыше 250 мостов), совершенствованию конструктивных форм, методов расчёта и внедрению в мостостроение новых материалов и марок высокопрочных сталей. Одним из результатов работы по этому направлению явилось издание монографий В. А. Быстрова «Совершенствование конструкций и расчёта элементов сталежелезобетонных мостов», Н. И. Новожиловой и В. Л. Шайкевича «Применение сталей высокой прочности в мостовых конструкциях». Выполнены многочисленные испытания и техническая диагностика состояния городских и автодорожных мостов и прогнозирование их остаточного ресурса (В. А. Быстров, О. В. Воронин, Е. Н. Корныльев, Д. А. Ярошутин).

Под руководством д. т. н., профессора Б. Н. Карпова на кафедре много лет ведётся работа по направлению, посвящённому разработке новых типов сборных покрытий для условий Санкт-Петербурга, а также Севера и Нечерноземья. В 1990-е гг. кафедра совместно с институтом «Ленгипроинжпроект» разработала первые проекты плиточного (блочного) мощения в Санкт-Петербурге, осуществляла авторский надзор в ходе производства работ и фактически дала старт блочному мощению улиц и тротуаров Северной столицы.

В последнее время внимание кафедры сосредоточено на создании комбинированных дорожных покрытий на композиционной основе с привлечением современных теоретических решений, что может обеспечить прорыв в увеличении реальных сроков службы дорог, повышении их качества по характеристикам ровности и безопасности движения. Несколько лет ведутся постоянные наблюдения за эксплуатацией построенных опытных участков. По данному направлению получено семь авторских свидетельств и патентов, защищены одна докторская и пять кандидатских диссертаций. Сотрудники кафедры участвовали в создании ряда нормативно-технических документов; издано несколько монографий, в частности, «Эффективные сборные дорожные покрытия для районов Севера и Сибири» (авторы Б. Н. Карпов, А. М. Симановский, А. М., Цветков).

Ведутся исследования по внедрению композитных материалов в конструкции мостов. Издана монография А. В. Квитко «Исследование напряжённо-деформированного состояния системы "свая-грунт"». По данной тематике получено пять патентов и полезных моделей.

Высокая квалификация и научные достижения сотрудников кафедры проявляются в привлечении её сотрудников к созданию и совершенствованию нормативно-технических документов, используемых в дорожно-мостовой отрасли. Так, сотрудники кафедры участвовали в разработке нескольких ведомственных строительных норм (ВСН), отраслевых дорожных норм (ОДН). Перечислим только некоторые из них: межгосударственные стандарты на изыскания и проектирование автомобильных дорог общего пользования «Правила проектирования автомобильных дорог» (ГОСТ 33100-2014); «Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования» (ГОСТ 33179-2014) (Э. Д. Бондарева, А. В. Квитко, М. П. Клековкина, 2013 г.); строительные нормы и правила: СП 34.13330.2021 Свод правил «Автомобильные дороги» (М. П. Клековкина и Э. Д Бондарева, 2021); отраслевые дорожные нормы: ОДН 218.046-01 «Проектирование нежёстких дорожных одежд» (А. М. Симановский, 2001); отраслевые дорожно-методические документы, в частности, ОДМ 218.3.034-2013 «Рекомендации по технологии очистки, уборки и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления» (В. П. Радов, 2013); ОДМ 213.3.090-2017 «Методические рекомендации по оценке экономической эффективности, технологии и качества работ при содержании автомобильных дорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием под уплотнённым снежным покровом с учётом условий эксплуатации» (В. П. Радов, 2017); ОДМ 218.3.110-2019 «Правила разработки проектов содержания» (В. П. Радов, 2019).

Среди многочисленных работ, выполненных сотрудниками кафедры:

  • крупные экспериментальные испытания эксплуатационных качеств аэродромов и дорог (Л. У. Селюков, В. А. Кириенко, Э. Д. Бондарева);
  • ряд нормативных документов, в том числе каталог местных материалов и отходов производства Северо-Западного региона (Л. У. Селюков, Е. Н. Баринов, Б. Н. Карпов, Н. Н. Беляев, Г. И. Артюхина);
  • новые технологии получения высококачественных асфальтобетонных смесей на основе магнитной активации и вспенивания битумов (М. Н. Першин, Е. Н. Баринов, Г. В. Кореневский);
  • разработка технологического регламента и технологических карт на проведение работ по содержанию улиц Санкт-Петербурга (Б. Н. Карпов, В. П. Олехнович, М. П. Клековкина, А. С. Симонова, В. Н. Григоренко);
  • разработка фрагментированных сборных и комбинированных бетонных дорожных покрытий под тяжёлое, скоростное и интенсивное движение (Б. Н. Карпов, А. М. Симановский, В. П. Олехнович, М. П. Клековкина, А. С. Симонова);
  • теоретические основы моделей календарного планирования дорожно-строительного производства, практические методы их расчёта (А. И. Солодкий, Б. Н. Карпов, С. В. Рехов);
  • для автоматизированного проектирования разработан программный комплекс с обеспечением обработки материалов геодезической съёмки, проектирования дорог, выноса проекта в натуру, контрольно-исполнительной съёмки (М. А. Овчинников, Н. Н. Попов, Э. Д. Бондарева, Ю. С. Чижевский);
  • рекомендации по блочному мощению улиц в ходе участия кафедры в первых городских проектах мощений на М. Конюшенной ул., площади вокруг храма Спаса на Крови (Б. Н. Карпов, А. М. Симановский);
  • система мониторинга автомобильных дорог в Санкт-Петербурге с использованием информационных технологий (В. П. Олехнович, А. М. Симановский, Б. Н. Карпов, А. А. Гуров, Е. А. Алексеева);
  • математические модели с исследованием проблем висячих мостов (В. К. Качурин);
  • решения по совершенствованию конструктивных форм, методов расчёта, внедрению в мостостроение новых материалов и марок высокопрочных сталей (В. А. Быстров, Н. И. Новожилова, В. Л. Шайкевич);
  • многочисленные испытания и техническая диагностика состояния городских и автодорожных мостов и прогнозирование их остаточного ресурса (В. А. Быстров, О. В. Воронин, Е. Н. Корныльев, Д. А. Ярошутин).

Участие сотрудников кафедры и её выпускников связаны с практической реализацией проектов по строительству (реконструкции), капитальному ремонту и (или) содержанию и обследованию объектов транспортной инфраструктуры как Северо-Западного региона, так и всей России.

К числу значимых объектов дорожного строительства, в реализации которых принимали участие выпускники и сотрудники кафедры, относятся Кольцевая автомобильная дорога Санкт-Петербурга, Западный скоростной диаметр, автомобильные дороги А-181 «Скандинавия», Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель (до границы с Республикой Беларусь), Р-21 «Кола» (от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией), скоростная автомобильная дорога М-11 «Нева» Москва – Санкт-Петербург.

Выпускники мостовых специальностей принимали участие в строительстве мостов и путепроводов на Кольцевой автомобильной дороге Санкт-Петербурга, Западного скоростного диаметра, Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области, в ремонте разводных мостов в Петербурге, в строительстве и проектировании моста на остров Русский (Владивосток), Крымского моста и других объектов, имеющих большое значение для транспортной системы страны.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте