Лаборатория

Учебная лаборатория «Динамика сооружений», введённая в эксплуатацию в 1946 г., занимает площадь 80 кв. м на первом этаже главного корпуса университета (ауд. №15).

Лаборатория оборудована достаточным люминесцентным освещением, отоплением, средствами пожаротушения, противопожарной сигнализацией. Имеет технический паспорт состояния лаборатории, утверждённый в 2011 г.

Лаборатория создана для проведения лабораторных работ по разделу курса «Динамика и устойчивость сооружений», для выполнения экспериментальных работ аспирантами и научно-исследовательских работ сотрудниками кафедры.

Вместимость лабораторного зала – одна учебная группа в 20–25 человек.

Лаборатория оснащена необходимой измерительной и регистрирующей аппаратурой (вибродатчики, вибрографы, тензометры, прогибомеры, индикаторы и т. д.).

Имеется два монолитных железобетонных стенда, вибростенды, модели строительных конструкций для демонстрации явлений потери устойчивости (металлические и железобетонные рамы и колонны), модели для демонстрации явления резонанса и гашения колебаний, модели для определения перемещений в статически неопределимых системах, демонстрационные плакаты, применяемые при проведении лабораторных работ со студентами. Также есть мастерская, оборудованная токарным, фрезерным и сверлильными станками и всем необходимым инструментом для выполнения работ, связанных с изготовлением и ремонтом моделей и приспособлений для проведения экспериментальных работ.

В лаборатории проводятся занятия со студентами третьего-четвёртого курсов по специальностям:

  • 270102 – Промышленное и гражданское строительство;
  • 270205 – Автомобильные дороги и аэродромы;
  • 270201 – Мосты и транспортные тоннели;
  • 270300 – Архитектура;
  • 270105 – Городское строительство;
  • 270114 – Проектирование зданий.

Цель проведения лабораторных работ – дать студентам представление о моделях конструкций, о реальных значениях перемещений, показать на практике явление резонанса, гашение колебаний и потерю устойчивости.

В результате выполнения работ предполагается также дать студентам начальные навыки экспериментатора, умеющего пользоваться измерительными приборами и знающего элементарные приёмы обработки результатов измерений. При выполнении работ на практике реализуются теоретические знания студентов. Каждую работу студент выполняет индивидуально и по итогам работы представляет преподавателю отчёт со схемой модели, экспериментальными результатами и теоретическими вычислениями.

Во время занятий студенты знакомятся с измерительной аппаратурой (вибрографы, вибродатчики, индикаторы и т. д.), способами регистрации колебаний, методами измерений.

По курсу строительной механики студенты выполняют пять лабораторных работ, и шестая работа находится в стадии разработки:
  1. определение перемещений в статически неопределимых рамах;
  2. определение прогибов плит, подкреплённых рёбрами;
  3. определение частот свободных колебаний консольной балки и ознакомление с элементами динамики сооружений;
  4. определение критической нагрузки стержневых систем;
  5. динамические воздействия на балки и рамы. Гашение колебаний. Явление резонанса;
  6. исследование продольных колебаний стержней (свай) – лабораторная работа находится в стадии разработки для спецкурса и аспирантов.
На моделях металлической и железобетонной рам демонстрируются вертикальные и горизонтальные колебания, явление резонанса, запись вертикальных колебаний балки с помощью вибрографа Гейгера. На металлической балке демонстрируется явление резонанса и некоторые приёмы гашения колебаний. На металлических и деревянных моделях рам демонстрируется явление потери устойчивости при критической нагрузке. На занятиях применяются демонстрационные плакаты и компьютерная техника с пакетом программ для расчёта и сравнения с экспериментом. Выполнение лабораторных работ входит в учебный план подготовки специалистов и поэтому является обязательным.

В 2009/10 гг. в лаборатории проведены эксперименты по испытанию моделей перемычек зданий сложной макроструктуры с упруго-пластическими сдвиговыми швами (вставками).

Получены диаграммы «нагрузка-перемещение», характеризующие сдвиговую жёсткость таких швов при различных конфигурациях швов, различных конструктивных решениях и различных способах нагружения.

Результаты экспериментов представлены в диссертационной работе аспиранта Н. Чунг (Вьетнам). Научный руководитель – профессор В. И. Плетнёв.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку