Сегодня две науки, физика и химия, составляют фундамент основных направлений техники и практически всех видов технологий. Электротехника и энергетика, радиотехника и электроника, вычислительная техника, светотехника, строительная техника, гидротехника, значительная часть военной техники выросли на основе физики и физико-химических методов исследований.
Учебные дисциплины
Сотрудники кафедры обеспечивают учебный процесс для студентов всех специальностей и всех форм обучения, который реализуется в форме лекционных, практических и лабораторных занятий по следующим дисциплинам:
- общая физика;
- электродинамика;
- общая химия;
- концепции современного естествознания;
- строительная физика.
Среди общеобразовательных предметов вузовский курс общей физики занимает важное место в подготовке инженеров-строителей, поскольку их квалификация определяется не только объёмом прикладных знаний, но и уровнем понимания общих законов развития науки и техники, навыками научного мышления, мировоззрением.
В настоящее время для проведения занятий широко используются мультимедийная техника и обучающие компьютерные программы. Использование компьютеров повышает качество проведения практических и лабораторных занятий по физике.
Учебный курс общей химии
Химия – одна из важнейших и обширных областей естествознания; это наука о веществах, их свойствах, строении вещества и его превращениях, происходящих в результате химических реакций. Химия имеет много общего с физикой и биологией, по сути граница между ними условна. Главные темы дисциплины – это строение вещества, химические реакции при превращении веществ, растворы и свойства растворов, свойства металлов и неметаллов, электрохимические процессы.
Химия преподаётся студентам первого курса и включает в себя курс лекций и лабораторные работы. В лабораториях имеется стандартное лабораторное оборудование для проведения химических опытов.
Учебный курс «Концепции современного естествознания» («КСЕ»)
Этот курс введён в систему высшего образования сравнительно недавно и в настоящее время является основой естественнонаучного образования при подготовке в вузах России квалифицированных кадров социально-экономических специальностей.
Основная цель курса «Концепции современного естествознания» – дать студентам общее представление о научной картине окружающего мира на основе современных научных достижений, развить любознательность студентов, углубить их способности к критическому осмыслению поступающей информации (особенно пара- и псевдонаучных фактов). Представляется немаловажным научить студентов естественнонаучному подходу, чтобы они могли использовать полученный опыт в отдельных областях как экономических, так и технических наук, а именно в повышении общего культурного и образовательного уровня, в создании предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления.
Дисциплина включает в себя следующие разделы: «Физическая картина мира», «Жизнь. Живые системы и человек» и «Эволюционно-синергетическая парадигма: от целостного естествознания к целостной культуре».
В результате изучения дисциплины студенты должны получить представление об основных естественнонаучных концепциях, принципах, теориях, их взаимосвязи и взаимовлиянии, познакомиться с историческими аспектами развития естествознания и наиболее распространёнными методами исследования в различных естественнонаучных областях.
Учебный курс строительной физики
В курсе строительной физики читаются три основные дисциплины: «Теплофизика», «Строительная физика и климатология» и «Акустика». Эти дисциплины являются прикладными разделами общей физики, рассматривающими физические явления и процессы, связанные со строительством и эксплуатацией зданий и сооружений. Качественное проектирование строительных объектов с учётом вопросов энергосбережения невозможно без знания основных законов строительной физики. Изучаются вопросы:
- обеспечения теплового и экологического комфорта в зданиях, а также методы соответствующих инженерных расчётов;
- обеспечения акустического комфорта в помещениях, определение звукоизоляции ограждающих конструкций;
- использования оптической части спектра лучистой энергии в строительстве и создания оптимальных условий в помещениях с точки зрения естественной и искусственной освещённости.
В разделе теплотехники рассматриваются теплотехнические свойства строительных материалов, климат местности и микроклимат помещений, теплопередача через ограждающие конструкции, влажностный режим ограждений и воздухопроницаемость, а также принятые в России концепции энергосбережения.
В разделе архитектурно-строительной акустики рассматриваются вопросы формирования звукового поля в зрительных помещениях, а также способы проектирования ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию, от воздушного и ударного шума.
В разделе архитектурно-строительной светотехники изучаются законы светотехники, методы расчёта коэффициента естественной освещённости, искусственного освещения и инсоляции.
Учебная работа по читаемым дисциплинам включает в себя:
- аудиторные занятия – лекционный курс и лабораторный практикум (экспериментальные и расчётно-графические лабораторные работы);
- самостоятельную работу студентов (например, выполнение курсового проекта).
Большая роль при изучении дисциплин строительной физики отводится получению практических навыков работы с технической и справочной литературой, а также с нормативными документами и электронными базами данных.
На кафедре ведётся большая научно-методическая работа. По всем разделам физики составлены и изданы:
- учебные пособия, которые являются подробными конспектами лекций;
- методические указания для практических и лабораторных занятий;
- краткие методические указания к лабораторным работам в виде рабочих тетрадей, которые раздаются студентам;
- методические указания к выполнению курсовых работ по строительной физике.
Профессорско-преподавательский состав кафедры желает студентам успешного обучения на кафедре строительной физики и химии и не менее успешного применения полученных знаний и опыта на практике!