История кафедры

История кафедры «Строительные, дорожные и подъёмно-транспортные машины» начинается с 1947 г. Первым её заведующим стал профессор А. Г. Давидсон. В том же году состоялся первый выпуск инженеров по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование».

Большими мастерами-педагогами были профессора А. Г. Давидсон, Б. В. Фадеев, А. Г. Ланг, В. П. Соколов, К. И. Смальчевский, А. Е. Смирнов. Сложилась своеобразная педагогическая школа проф. А. Г. Давидсона, которая на многие годы определила содержание основных дисциплин кафедры, методику их преподавания, уровень требований к знаниям студентов.

Одновременно развернулась научно-исследовательская работа по договорам с промышленными предприятиями и строительными организациями. Основным результатом этой работы явились предложения по рациональному выбору средств механизации строительства комплекса сооружений Череповецкого металлургического комбината.

В дальнейшем, в 50-х гг., начались работы по созданию новых конструкций машин на основе углублённых теоретических и экспериментальных исследований, которые стали базой для подготовки кандидатских диссертаций. Аспирантами были разработаны новые машины: пенобетоносмеситель непрерывного действия (Н. Т. Лукина), пневморазгрузчик цемента (Н. Ф. Золотарёв).

Особо следует отметить исследования, направленные на создание нового оборудования для обработки арматурной стали и изготовления арматурных каркасов ЖБИ. Эту работу начал аспирант А. Н. Кармишенский, в дальнейшем – заведующий кафедрой. Он организовал небольшой коллектив, за короткий срок выполнивший значительный объём исследований, результаты которых получили воплощение в новых машинах на Ленинградском объединении «Баррикада» и заводе строительных машин. В этой работе особенно активно участвовали А. Е. Смирнов, С. А. Волков, а в настоящее время ее продолжает д-р техн. наук, проф. С. А. Волков.

С приходом на кафедру д-ра техн. наук, проф. М. Н. Лебедева, который был её заведующим с 1961 по 1974 гг., широко развернулись нучно-исследовательские работы по оборудованию для производства сборных ЖБИ, повышению их заводской готовности. Наибольших успехов здесь добился А. В. Болотный, который за время обучения в аспирантуре не только провёл оригинальные теоретические и экспериментальные исследования процесса заглаживания поверхности изделий, но также разработал и внедрил в производство новые заглаживающие машины и прибор для измерения параметров шероховатости поверхности бетона.

С 1967 г. под руководством профессора В. И. Макарова были начаты НИР по созданию оборудования для обогащения природных каменных материалов «сухим» способом, что обеспечило круглогодичный выпуск высококачественных заполнителей бетона, позволило организовать безотходное производство, улучшить экологические условия работы предприятий, снизить себестоимость продукции. В этой работе участвовали сотрудники кафедры Б. П. Чепурин, С. Н. Земзеров и ряд аспирантов. Результаты этих исследований широко внедрены в производство. По предложениям сотрудников кафедры построен ряд промышленных установок, в частности, на Ижорском заводе, на АББЗ-2 и др. В настоящее время эта работа успешно продолжается группой сотрудников кафедры под руководством к. техн. наук, доцента С. А. Сизикова.

Другие направления НИР в этой области представлены исследованиями, направленными на создание оборудования для формования изделий и уплотнения бетонных смесей. Целая плеяда аспирантов, начиная с А. Н. Лялинова, занималась разработкой виброплощадок, многие из которых признаны изобретениями и внедрены в производство. В этой работе активно участвовал к. техн. наук, доцент О. К. Осминкин. Параллельно велись работы по землеройной технике, в частности, по траншейным экскаваторам непрерывного действия (Э. А. Джангулян), мощным роторным экскаваторам (Р. Н. Таукелев), а в конце 60-х гг. – по машинам для рыхления мерзлых грунтов с помощью магнитострикционных вибраторов и гидромолотов (В. В. Карпов, А. И. Батулов, А. И. Сапожников и др.).

С 1965 г. под руководством к. техн. наук, доцента Г. А. Седлухи широко развернулись работы по повышению надежности гидропривода строительных машин. За 20 лет Г. А. Седлухой и его сотрудниками выполнен огромный объем НИР в области очистки рабочей жидкости гидропривода от механических примесей. Получены десятки авторских свидетельств на изобретения. В настоящее время ученики Г. А. Седлухи, доценты кафедры С. Б. Волюжский, С. В. Репин и А. Г. Торопов продолжают эту работу.

Другое направление в области гидропривода – повышение надежности гидроцилиндров и, в частности, их уплотнительных устройств – наиболее активно развивалось в 70-80-х гг. преподавателями П. Д. Алексеенко, Ю. Н. Федотовым и рядом аспирантов.

В последние 15 лет на кафедре получило развитие еще одно направление НИР – диагностирование гидропривода и его основных агрегатов – насосов, цилиндров, распределителей. Работа проводилась под руководством д-ра техн. наук, проф. И. Я. Русинова, а в настоящее время продолжается под руководством к. техн. наук К. В. Рулиса. Результатом работы явились новые технологии и методики диагностирования, новые приборы и другое диагностическое оборудование. В 80-е гг. под руководством заведующего кафедрой, д-ра техн. наук, проф. Н. Г. Гаркави разрабатывались предложения по организации централизованного технического обслуживания парков строительных машин и по обеспечению их запасными частями. Н. Г. Гаркави был крупным специалистом в области организации производственной и технической эксплуатации средств механизации строительства. Проблема повышения эффективности использования строительных машин, которой занимался Н. Г. Гаркави, остаётся весьма актуальной и в настоящее время. Поэтому в последние годы работа по этому направлению возобновилась под руководством д-ра техн. наук, проф. С. А. Евтюкова с участием аспирантов кафедры.

С 1985 по 1997 г. заведующим кафедрой был д-р техн. наук, проф. А. В. Болотный. В этот период наряду с продолжением НИР в области заглаживающих машин получили развитие научные работы в направлении малой механизации – ручного механизированного инструмента и переносных строительных машин, преимущественно для отделочных работ.

В 1997 г. кафедру возглавил д-р техн. наук, проф. С. А. Евтюков. Развернулась большая работа по реконструкции материальной базы, широкой компьютеризации учебного процесса, восстановлению деловых связей с предприятиями, выполнению НИР и ОКР по их заказам, что, являясь одной из важнейших задач кафедры, создаёт условия, необходимые для дальнейшего развития кафедры.

В 2001 г. наша кафедра первой в России была переименована в кафедру транспортно-технологических машин (в строительстве), подчеркнув своим новым названием весь объём проводимой научной деятельности и преподаваемых дисциплин. Например, таких как «Машины для земляных работ», «Подъёмно-транспортные машины», «Объёмный гидропривод», «Организация и управление машиностроительным производством», «Комплексная механизация строительства», «Маркетинг ТТМ», «Эксплуатационные материалы», «Механизированный инструмент и эффективность эксплуатации машин», «Монтаж, эксплуатация и ремонт машин», «Автотракторное оборудование», «Коммунальные машины» и «История строительного машиностроения». В 2012 г. наша кафедра переименована в кафедру наземных транспортно-технологических машин.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку