История кафедры

Кафедра технической эксплуатации транспортных средств (ТЭТС) готовит специалистов, организующих и управляющих процессами технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств и их компонентов в автохозяйствах и автосервисах.

С учётом места автомобильного транспорта в экономике страны и актуальности задач поддержания его работоспособности, выпускники кафедры востребованы профильными предприятиями и занимают должности от высококвалифицированных диагностов электронных систем и сервисных инженеров до директоров станций технического обслуживания и от специалистов и начальников отделов до главных инженеров и специалистов по технологическому проектированию автопредприятий.

За свою 60-летнюю историю кафедра прошла интересный и насыщенный событиями путь, каждый из этапов которого оставлял свой вклад в копилке знаний и способствовал формированию научного и педагогического потенциала.

Начало истории – 1960-е

Подготовка специалистов для сферы автотранспорта в СПбГАСУ (тогда ЛИСИ) началась с создания в январе 1961 г. кафедры автомобилей и двигателей. Её первым заведующим стал д. т. н., профессор, ученик академика А.Е. Чудакова, один из основателей российской автомобильной научной школы Н. А. Бухарин. Отвечая потребностям автомобильной промышленности того времени, направление кафедры было связано с совершенствованием конструкции автомобилей и их компонентов, исследованием надёжности новых образцов техники.

От кафедры автомобилей и двигателей, беря в пример высочайший уровень создавших её специалистов, начинают свою историю несколько современных кафедр автомобильно-дорожного факультета, в том числе кафедра технической эксплуатации транспортных средств.

Кафедра в 1970-1980-х годах

С 1973 по 1989 гг. кафедрой руководил д. т. н., профессор М. А. Масино. Учебный процесс был скорректирован, стал полнее отвечать основной задаче – подготовке инженеров-механиков по технической эксплуатации и ремонту автомобилей. В связи с этим название кафедры также было изменено – она стала кафедрой технической эксплуатации и ремонта автомобилей (ТЭРА).

Именно в этот период профиль кафедры изменился с преимущественно конструкторского направления на эксплуатационное, каким является и по сей день. А сам указанный период характеризуется активной научно-исследовательской деятельностью и практическими разработками. Осуществлялось сотрудничество со многими отечественными автозаводами (ЗИЛ, ММЗ, МАЗ, ЛАЗ, КамАЗ, ВАЗ). При участии сотрудников кафедры была усовершенствована конструкция самосвалов ЗИЛ-ММЗ и КамАЗ-5511.

На Лейпцигской выставке 1977 г. новому варианту гидроцилиндра самосвала, разработанному ММЗ в сотрудничестве с кафедрой, была присуждена золотая медаль. Разработаны рекомендации по повышению эксплуатационной надёжности самосвалов, по совершенствованию конструкции автобусов Львовского завода. На основе проведённых долгосрочных испытаний для автомобилей ВАЗ усовершенствованы технологии изготовления ряда деталей и агрегатов, увеличены гарантийный и ресурсный пробеги, разработана методика определения потребности в запасных частях, совместно с кафедрой технологии металлов разработаны технологии восстановления ряда деталей.

Начало современного периода – 1990-2000-е

В 1989 г. в связи с объективным ростом потребности в специалистах в области организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте кафедра ТЭРА была разделена на две кафедры. Одна из них (кафедра автомобилей и автомобильного транспорта, позже – кафедра организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте, сегодня – кафедра транспортных систем) сосредоточилась на подготовке специалистов по организации перевозок и безопасности дорожного движения.

Вторая сохранила своё прежнее название (ТЭРА) и профиль. Руководство кафедрой в 1989 г. перешло к к. т. н. доценту Н. И. Верёвкину. В течение сложного периода 1990-х гг. кафедре удалось сохранить свой учебный и научный потенциал, лабораторную базу, связи с ведущими предприятиями отрасли. Заданный в предыдущие десятилетия уровень подготовки выпускников кафедры не снизился. В 1997 г. с учётом тенденций развития автомобильного рынка была открыта подготовка по новой перспективной специальности «автомобильный сервис».

В 2000-х гг. начался новый период развития кафедры, связанный с реформой системы высшего образования и выдвижением новых требований к его качеству. Были разработаны и внедрены учебные планы подготовки бакалавров и магистров. В то же время научно-исследовательские и практические разработки специалистов кафедры продолжали оставаться востребованными. Были разработаны методики определения потребной мощности для городской системы технического осмотра транспортных средств, разработанные нормативы пропускной способности применялись ГИБДД при регулировании работы пунктов техосмотра, специалисты кафедры являлись председателями и членами соответствующих городской и областной экспертных комиссий, проводились испытания автобусов и эксплуатационных материалов по заказу СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и других предприятий.

Кафедра сегодня

В 2012 г. в связи со структурными преобразованиями в СПбГАСУ и вступлением в действие новых образовательных стандартов кафедра ТЭРА была переименована в кафедру технической эксплуатации транспортных средств (ТЭТС, заведующий – И.О. Черняев). Начался активный процесс переоснащения лабораторной и учебной базы: внедряются современные интерактивные и инновационные методы обучения, лабораторное оборудование формируется с учетом соответствия последним тенденциям отрасли.

Кафедра ТЭТС в 2021 г.: Л. Е. Торосян, И. М. Блянкинштейн, А. Л. Пенкин, С. В. Зазыкина, И. О. Черняев, Н. И. Верёвкин, Е. А. Руппель, Н. А. Давыдов, В. Г. Назаркин, Н. И. Подольский, А. М. Плотников, И. С. Граевский, Т. А.
Мешечко

Фото управления информационной политики СПбГАСУ

Для обеспечения соответствия содержания подготовки выпускников последним тенденциям отрасли основными направлениями развития кафедры являются:

  • альтернативная и электроэнергетика на автомобильном транспорте;
  • цифровизация и расширение сферы использования высокоавтоматизированных транспортных средств (мехатронных и роботизированных систем);
  • разработка и внедрение новых систем и технологий технической эксплуатации транспортных средств (адаптивных систем технического обслуживания и ремонта).

В рамках направления альтернативной энергетики специалистами кафедры (к. т. н. доцент А. А. Боряев, к. т. н. доцент С. А. Воробьёв, к. т. н. доцент А. Л. Пенкин) ведутся разработки в области применения на автомобильном транспорте природного газа, водорода, многокомпонентных топливных смесей. Исследования проводятся в том числе на исследовательской базе, созданной на основе предприятия-партнёра кафедры АО «Автопарк № 1 "Спецтранс"». Так, в течение последних лет ряд выпускников бакалавриата и магистратуры традиционно защищает выпускные квалификационные работы, посвящённые оценке эффективности применения природного газа и газа Брауна в различных сочетаниях как с традиционными топливами, так и между собой. Под руководством к. т. н. доцента С. А. Воробьёва разработан один из первых электромусоровозов российской сборки – «ЭЛЕКТРОМУС» (был представлен в марте 2021 г. на выставке «Экология большого города»), а собранной при участии студентов кафедры «ЭлектроЖИГЕ» посвящены несколько выпусков популярного видеоблога illing show. Соответствующая материальная база формируется и на факультете. В ходе переговоров с Ассоциацией развития электромобильного, беспилотного и подключённого транспорта и инфраструктуры достигнуты договорённости о возможной реализации на базе кафедры программ подготовки специалистов по техническому обслуживанию и ремонту электромобилей в рамках программ дополнительного образования.

Старший преподаватель кафедры ТЭТС Игорь Граевский готовится к занятию по компьютерной диагностике

Направление, связанное с цифровизацией, развивается на кафедре в разрезе целого спектра задач. Так, к. т. н., доцентом, заместителем председателя совета молодых учёных СПбГАСУ А. В. Марусиным сформулированы и систематизированы задачи, требующие решения в области контроля движения транспортных средств по улично-дорожной сети (УДС) и цифровизации дорожной инфраструктуры, что поспособствует внедрению «беспилотных» автотранспортных средств; в рамках подготовки докторской диссертации разрабатывается направление, связанное с анализом данных УДС с применением нейросетевых алгоритмов для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств. При непосредственном участии старшего преподавателя И. С. Граевского формируется материальная база для обеспечения возможности диагностирования современных электронных систем управления компонентами ТС. Под руководством к. т. н. доцента Л. Е. Торосяна обеспечивается внедрение в учебный процесс современного программного обеспечения в области организации информационных потоков на предприятиях автомобильного транспорта и в области мониторинга эксплуатации транспортных средств.

Алгоритмы функционирования адаптивных систем технического обслуживания, обеспечивающие индивидуальный учёт условий эксплуатации транспортных средств в режиме реального времени, разрабатываются под руководством к. т. н., заведующего кафедрой И. О. Черняева. Для их практической реализации создаются методы анализа информации, получаемой в том числе со штатных или дополнительно установленных на автомобилях датчиков. В рамках одной из магистерских диссертаций разработана методика контроля типа и состояния дорожного покрытия. Формируются методики учёта условий движения, контроля степени нагружённости. Для решения задач также применяются современные цифровые технологии.

Участники команды SP/ACE на фестивале студенческих инженерных проектов в МАДИ (слева направо – Илья Костылев (ЭТМК), Георгий Бельский (ЭТМК), Максим Дыбаль (ПМХ), Алина Аляева и Ян Зиберт (ЭТМК)

Помимо следования современным тенденциям развития отрасли, условия для обеспечения качественной подготовки выпускников создаются за счёт внедрения в учебный процесс практико-ориентированного подхода. Вместо лабораторных работ и традиционных практических занятий всё больший вес приобретает практическая подготовка – выполнение обучающимися определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, причём не только в рамках летней практики. Так, занятия по диагностике современных электронных систем автотранспортных средств проходят на учебном автомобиле Huyndai Solaris и посвящены разбору конкретных практических кейсов. Ряд занятий по технической эксплуатации газомоторных транспортных средств и ремонту автомобильных кузовов проходят на производственной базе автопредприятий-партнёров. Активно внедряется и проектное обучение – при непосредственном участии студентов кафедры создана команда SP/ACE, разработавшая и изготовившая гоночный болид для участия в соревнованиях «Формула "Студент"». Следует отметить, что данный проект стал мультидисциплинарным, привлекшим к себе студентов с различных направлений подготовки, что в современных условиях также является залогом успешности будущего специалиста. В настоящее время студенты кафедры продолжают участвовать в аналогичном проекте – создании молодёжного автомобиля в рамках Межвузовской студенческой инженерно-технологической корпорации (МСИТК), участником которой является СПбГАСУ.

Студент магистратуры ЭТМК Олег Никифоров после монтажа элементов ходовой части на несущую систему будущего молодёжного родстера, полученную в рамках партнёрских отношений с Межвузовской студенческой инженерно-технологической корпорацией

Студенты АДФ участвуют в деловой игре в рамках ассесмент-сессии

Неотъемлемой составляющей деятельности кафедры является поддержание связей с ведущими предприятиями отрасли и содействие трудоустройству выпускников. На базе крупнейшего автомобильного пассажирского перевозчика города – СПб ГУП «Пассажиравтотранс», создана базовая кафедра пассажирского автомобильного транспорта. Поддерживаются тесные партнёрские отношения с крупнейшими автопредприятиями (АО «Автопарк № 1 "Спецтранс"», АО «Третий парк»), ключевыми игроками автосервисного рынка как легкового, так и грузового сегмента, производителями оборудования для автосервиса. Более 20 лет продолжается сотрудничество с профессиональным объединением операторов технического осмотра Санкт-Петербурга. В рамках содействия трудоустройству разработан и успешно реализуется механизм ассесмент-сессий, в ходе которых студенты выпускных курсов получают возможность продемонстрировать свои качества представителям целого пула профильных работодателей – представителей автомобильного бизнеса. Для самих работодателей кафедра успешно реализует программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки – для специалистов, эксплуатирующих газомоторную технику, для контролёров технического состояния транспортных средств, для инструкторов автошкол, для экспертов по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств. Для последней программы разработан и на видеостудии СПбГАСУ смонтирован отдельный видеокурс, размещённый на каналах кафедры на YouTube и VK video, что, в совокупности с дистанционными образовательными технологиями делает материал доступным и востребованным для специалистов по всей России. В сотрудничестве со специалистами из других вузов, промышленного кластера «Автопром Северо-Запад» и Союза автосервисов кафедра принимает активное участие в коррекции существующих и разработке новых профессиональных стандартов, а также в создании на базе СПбГАСУ экзаменационного центра в рамках независимой оценки квалификации при Совете по профессиональным квалификациям в автомобилестроении.

Кадр из видеолекций, записанных кафедрой ТЭТС на видеостудии СПбГАСУ для курсов повышения квалификации Источник – канал кафедры ТЭТС на VK Video

https://www.youtube.com/channel/UCuNxrdThm2pS0Dss3z-_JDQ

По поручению Федерального учебно-методического объединения вузов РФ Минобрнауки России по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», кафедра проводит региональный тур Всероссийского смотра-конкурса выпускных квалификационных работ по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» по Северо-Западному федеральному округу, что говорит о признании уровня кафедры в межвузовском сообществе.

Таким образом, как и в момент своего основания, кафедра ТЭТС сегодня прикладывает максимум усилий для обеспечения подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных и востребованных практикой специалистов автотранспортной отрасли в сфере технической эксплуатации автотранспортных средств, тенденций к уменьшению спроса на которых в обозримой перспективе не ожидается.
За время своей работы кафедра выпустила не одну тысячу специалистов.

Наиболее известными выпускниками кафедры являются:

Владимир Александрович Фёдоров – выпускник 1970 г. С 1991 по 2002 г. – начальник Главного управления ГАИ (ГИБДД) МВД России. С 2002 г. – представитель Законодательного собрания Республики Карелия в Совете Федерации. Генерал-лейтенант милиции. Кандидат технических наук. Заслуженный работник органов внутренних дел Российской Федерации;

Александр Макарович Дацюк – выпускник 1973 г. С 1988 по 1997 г. – начальник производственного объединения автобусного транспорта 2. С 1997 г. – генеральный директор Петербургского государственного предприятия пассажирского автомобильного транспорта (ГП «Пассажиравтотранс»). С 2003 г. – председатель Комитета по транспорту при Правительстве Санкт-Петербурга. С 2010 г. – руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу Имеет правительственные награды;

Леонид Павлович Богданов – выпускник 1975 г. С 2003 г. – председатель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности при Правительства Санкт-Петербурга. Имеет правительственные награды;

Владимир Игоревич Коган – выпускник 1989 г. Банкир, бывший совладелец Промышленно-строительного банка Санкт-Петербурга, государственный деятель. Директор департамента строительства Министерства регионального развития в 2008–2011 гг., в период с июля по декабрь 2012 г. – заместитель министра регионального развития.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте