Основные научные направления



Направление «Оценка технико-эксплуатационных свойств автотранспортных средств»

Активное развитие отечественного автомобилестроения, необходимость накопления информации о характеристиках и параметрах эксплуатации транспортных средств в различных условиях сделали направление «Оценка технико-эксплуатационных свойств автотранспортных средств» приоритетным в научной работе кафедры в 1960–70-е гг.

Под руководством Н. А. Бухарина и М. А. Масино было выполнено несколько десятков научно-исследовательских работ по определению технико-эксплуатационных характеристик и параметров рабочих процессов для отечественных автомобилей различных марок. Среди данных работ можно отметить следующие:

  • сравнительное исследование нагруженности трансмиссии и ходовой части автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164 (1965 г., руководитель Н. А. Бухарин);
  • оценка надёжности и долговечности грузовых автомобилей модификации ЗИЛ, эксплуатирующихся в условиях Ленинграда и Ленинградской области (1968 г., руководитель Н. А. Бухарин);
  • определение нагрузочных режимов деталей управляемого моста автомобилей-самосвалов семейства МАЗ-503 (1973 г., руководитель Н. А. Бухарин);
  • исследование тормозной системы элементов трансмиссии и ходовой части автомобиля КамАЗ (1977 г., руководитель М. А. Масино).

В современных условиях знания и опыт сотрудников кафедры по проведению научно-исследовательских работ данного направления продолжают оставаться востребованными.

Так, в 2011 г. по заказу СПб ГУП «Пассажиравтотранс» была разработана соответствующая методика и экспериментально оценены эргономические свойства автобуса ЛИАЗ-525634.

В 2014 г. были выполнены работы по исследованию характеристик экспериментального образца вариатора с параллельным потоком мощности, по оценке влияния на работу двигателя свечей зажигания различных конструкций. Следует отметить, что заказчиком последней работы выступило российское подразделение всемирно известной фирмы NGK – лидера в производстве свечей зажигания, причём для исследования был использован испытательный моторный стенд, созданный студентами кафедры под руководством доцента кафедры транспортных систем Р. Н. Сафиуллина.

В 2015 г. по заказу СПб ГУП «Пассажиравтотранс» были проведены краткосрочные эксплуатационные испытания автобуса МАЗ-215 (первого автобуса в Санкт-Петербурге с так называемой «тянущей схемой»).

В 2017 г. также по заказу СПб ГУП «Пассажиравтотранс» кафедра разработала методику определения и экспертной оценки значений отдельных параметров эксплуатационных свойств автобусов. Методика была апробирована на автобусе VOLGABUS 5270G2 – одной из первых моделей в Санкт-Петербурге с двигателем Yuchai, работающим на КПГ.

В настоящее время в рамках магистерских диссертаций проводятся исследования эксплуатационных свойств электробусов, а также двигателей, использующих водородное топливо.

С 2018 г. кафедрой внедряется специализированное программное обеспечение для 3D-моделирования и инженерного анализа (Solid Works, Star CCM+). С его использованием выполнена работа «Разработка методики оценки эффективности применения на транспортных средствах дополнительного оборудования, улучшающего аэродинамические характеристики».

Направление «Совершенствование технологий технической эксплуатации автотранспортных средств»

Данное направление начало развиваться с выполнения кафедрой различных работ по оценке надежности и долговечности автомобилей, их систем, агрегатов и узлов:
  • определение фактической эксплуатационной надёжности и долговечности автомобилей МАЗ-500, -503 и -504 (1970 г., руководитель Н. А. Бухарин);
  • определение надёжности и исследование режимов ТО автомобилей МАЗ-500А и МАЗ-604 (1975 г., руководитель О. Г. Кедрин);
  • расчёт параметров надёжности и определение изменения технического состояния автомобилей ВАЗ в условиях эксплуатации в Ленинграде (1976 г., руководитель А. М. Мотин).

Сегодня на кафедре данное направление продолжает развиваться под руководством профессора В. Г. Назаркина, доцентов А. В. Попова и С. А. Воробьёва.

Так, коллективом аспирантов и студентов под руководством В. Г. Назаркина разработана методика повышения эксплуатационной надёжности триботехнических сопряжений двигателей автомобилей на этапе приработки. Экспериментальная часть исследований проводится на собственной лабораторной базе с использованием действующей машины трения.

Под руководством доцента С. А. Воробьёва ведутся работы по оптимизации технологий технической эксплуатации автотранспортных средств, использующих в качестве топлива компримированный природный газ. В качестве экспериментальной площадки выступает ОАО «Автопарк №1 Спецтранс». При участии студентов и магистрантов кафедры разработаны методики, увеличивающие долю замещения дизельного топлива компримированным природным газом для газодизельных двигателей. Разработки были представлены на Международном грузовом салоне Comtrans 8–12 сентября 2015 г. в Москве и получили положительные оценки.

Следует отметить, что опыт сотрудников кафедры оказался востребованным и для расположенных в регионе автосборочных заводов – в 2009 г. по заказу ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Рус» разработана методика нормирования брака, целью которой стало снижение производственных издержек.

Направление «Совершенствование организации системы технической эксплуатации автотранспортных средств»

Данное направление, включающее совершенствование методов технологического проектирования автопредприятий, в последнее время можно назвать основным по числу выполненных НИР и полученных результатов.

Так, разработанные на кафедре под руководством профессора Н. И. Верёвкина и доцента Н. А. Давыдова методы оптимизации расчёта производственно-технической базы автопредприятий получили одобрение и признание специалистов из других вузов. В настоящее время они используются как альтернатива «классическому» методу технологического расчёта автопредприятий для обеспечения точности расчётов.

Н. И. Верёвкиным разработана методика оптимизации возрастной структуры подвижного состава автомобильных парков.

Указанные методы и методики реализованы при выполнении следующих научно-исследовательских работ:

  • программа перспективного развития производственной базы СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (2010 г., руководитель Н. И. Верёвкин);
  • разработка методики расчёта рациональной производственной базы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и её апробация для СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (2011 г., руководитель Н. И. Верёвкин).

Помимо совершенствования технологического проектирования автопредприятий сотрудники кафедры принимают активное участие в развитии государственной системы контроля технического состояния транспортных средств (технического осмотра).

Разработанные специалистами кафедры (И. О. Черняев, Н. И. Верёвкин) методики определения рациональной численности и размещения пунктов техосмотра по территории региона, определения пропускной способности пунктов технического осмотра успешно применялись Администрацией Санкт-Петербурга и Управлением Госавтоинспекции при планировании развития городской системы техосмотра. В 2007 и 2009 г. по заказу Администрации Санкт-Петербурга были выполнены научно-исследовательские работы по оптимизации количества станций (линий) диагностики транспортных средств, участвующих в проведении государственного технического осмотра в Санкт-Петербурге, и по прогнозированию развития городской системы государственного технического осмотра.

Опыт кафедры был востребован и при выполнении научно-исследовательских работ по плану Федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения («Предложения по совершенствованию контроля за конструкцией и техническим состоянием ТС, находящихся в эксплуатации», 2007 г., руководитель П. А. Кравченко).

В 2017–2018 гг. кафедра начала разработки, связанные с возможностью применения для организации работ по ТО и Р информационных технологий и анализа информации, получаемой современными электронными системами управления транспортных средств.

Основные научные направления

В настоящее время на кафедре проводятся научные исследования по следующим основным направлениям:

  • совершенствование системы и технологий технического обслуживания автотранспортных средств;
  • совершенствование системы и методов автомобильной диагностики;
  • планирование и оптимизация технического обслуживания и ремонта автомобилей в условиях автохозяйств и автосервисов;
  • исследование и повышение надёжности компонентов автомобиля;
  • разработка перспективных технологий ремонта и восстановления автомобилей, их агрегатов, узлов, деталей;
  • проектирование автосервисов и автохозяйств с оптимальной структурой производственно-технической базы;
  • проектирование и организация пунктов технического осмотра любой области аккредитации, совершенствование системы технического осмотра;
  • трибомеханика, совершенствование, оптимизация применения, анализ качества эксплуатационных материалов (топлива, масла, смазки и пр.).

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте