Новодевичье кладбище  

     Создано в 1845 г., захоронения производились в 1849-1934 гг., с тех пор оно считается закрытым. Площадь кладбища 10 га.
     Со времен Екатерины II Новодевичье кладбище считалось одним из самых привилегированных, на нем хоронили представителей почетных дворянских фамилий, видных ученых, известных писателей, адмиралов. Значительное место занимают захоронения защитников Отечества, многих времен, начиная с героев 1812 г.
     В XIX - нач. XX в. по-прежнему оставалось одним из самых дорогих и престижных кладбищ столицы (стоимость мест составляла от 50 до 500 руб.).
     Это один из наиболее ценных исторических некрополей Петербурга. На нем покоятся около 14 тыс. человек, в том числе: поэты А. Н. Майков, Н. А. Некрасов, К. К. Случевский, Ф. И. Тютчев и К. М. Фофанов; художники П. В. Басин, М. В. Врубель, А. Я. Головин и А. А. Иванов; архитекторы Н. Е. Ефимов (автор ансамбля Воскресенского Новодевичьего монастыря) и И. Д. Черник; композиторы А. Н. Лядов, Э. Ф. Направник и Н. А. Римский-Корсаков; артист К. А. Варламов; историки К. Н. Бестужев-Рюмин, П. П. Пекарский и М. И. Семевский; филологи А. Н. Веселовский, Я. К. Грот, А. Ф. Гильфердинг и А. Н. Пыпин; издатель А. А. Краевский; врачи С. П. Боткин и Э. Э. Эйхвальд; адмиралы С. С. Лесовский, Г. И. Невельской и Н. О. фон Эссен; генералы М. И. Богданович и Г. О. Леер; шахматист М. И. Чигорин.
     Среди надгробий, выполненных в стиле модерн и неоклассицизма начала XX в., художественный интерес представляют памятники Л. Гильзе Фан-дер-Пальс (1904, арх. В. Ю. Иогансен), А. А. Вершининой (скульптура Христа, 1910-е гг., скульп. П. И. Кюфферле), актеру К. А. Варламову (1916, арх. В. И. Дубенецкий) и др.
     На Новодевичьем кладбище находились две церкви-усыпальницы. Церковь Божией Матери «Всех скорбящих Радости» (1855-1856, арх. Э. И. Жибер) называли «карамзинской»: в ней был похоронен А. Н. Карамзин (1814-1854) - сын историографа Н. М. Карамзина. В «громовской» церкви Ильи Пророка (1882-1883, арх. Л. Н. Бенуа) погребен лесопромышленник И. Ф. Громов. Обе церкви разобраны в 1929 г.
     В 1930-х гг. с Новодевичьего кладбища в музей-некрополь был перенесен прах и памятники некоторых выдающихся деятелей культуры (архитектор Л. Н. Бенуа, художник А. А. Иванов, композитор Н. А. Римский-Корсаков, певец Ф. И. Стравинский и др.).
     В 1920-1930-е гг. были разрушены многие надгробия и исторические захоронения. Художественные литые ограды, гранитные и мраморные надгробия, кресты, скульптуры были вывезены или уничтожены. В 1960-х гг. решение Ленгорисполкома официально позволяло сносить могилы, «которые не содержатся родственниками, и надмогильные сооружения, не представляющие художественной и исторической ценности». Проходило массовое уничтожение памятников под предлогом создания на территории кладбища музейного заповедника, что вызвало возмущение общественности и было приостановлено.
     В 1980-х гг. осуществлено частичное благоустройство территории и реставрация отдельных надгробий.
     В настоящее время под государственной охраной на Новодевичьем кладбище находятся 90 захоронений и надгробий в категории объектов культурного наследия федерального значения, в том числе могила брата и соавтора ряда проектов Вас. А. Косякова - гражданского инженера, выпускника ИГИ, Вл. А. Косякова (1866-1922) (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001 г.).
     
     Лит.: Дубин А. С. Новодевичье кладбище // Исторические кладбища Петербурга: Справ.-путеводитель. СПб., 1993. С. 376-401.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку