Читаемые дисциплины: |
- Психология
- Педагогика и психология творческой деятельности
- Социальные коммуникации. Психология (магистры)
- Педагогика и психология высшей школы (аспиранты)
- Психологические основы восприятия архитектурного пространства (магистры)
|
Профессиональные интересы: |
- научные исследования;
- учебно-методические разработки;
- совершенствование методики преподавания;
- руководство научно-исследовательской работой аспирантов и студентов.
|
Научные интересы: |
- архитектурная психология;
- проблемы формирования экологического сознания;
- психосемиотика;
- психология и педагогика высшего и профессионального образования;
- этико-психологические аспекты подготовки специалистов.
- Психология взаимодействия с окружающей средой
- Экологическая и средовая психология
- История психологии
- Эргономика
|
Участие в научных конференциях: |
Постоянный участник российских и международных конференций по экологической психологии, съездов российского психологического общества, международных научно-практических конференций по психологии и педагогике. участник около 50 научных конференций.
- 3-й Всероссийский съезд психологов, Санкт-Петербург. 2003,
- Ежегодная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения», СПбГУ. С 1999 года.
- International Conference on Psychology Education 2002, 2008
- VII и Х Конгрессы этнографов и антропологов России 2007, 2013.
- Российские конференции по экологической психологии. 2008, 2012,
- «Человек и транспорт. Психология. Экономика. Техника» Международная научно-практическая конференция, 2010.
- V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», Москва 14–18 февраля 2012.
- «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Санкт-Петербург» Международные научно-практические конференции. 2011, 2012, 2013. 2014, 2016 гг. Участник и эксперт.
- «Город в зеркале междисциплинарных исследований различных наук». Всероссийская научно-практическая конференция. СПб.: СПбГАСУ, 2014, 2015. Организатор и участник.
- «Психология труда, инженерная психология и эргономика». Международная научно-практическая конференция, 2014.
- Актуальные проблемы современного строительства. Международная конференция молодых ученых. СПбГАСУ, ежегодно.
- Ежегодная научная конференция профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов ун-та. СПбГАСУ.
- Российские конференции по экологической психологии. Москва (2008, 2012, 2015).
- Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития. Москва (2017)
- Человек в условиях неопределенности. Самара (2018).
- Coaching planet VIII, Международная конференция ЕСА. Санкт-Петербург (2019)
- Первый всероссийский конгресс по цвету. Смоленска (2019).
- Национальная с международным участием научно-практическая конференция «Человек и транспорт: психология, образование, эргономика» Санкт-Петербург (2019).
|
Количество публикаций: |
176 |
Наиболее значимые публикации
|
Учебно-методическая литература: |
- Практическая психология (учебник). Рекомендован Гос. комитетом РФ по ВО в качестве учебника для студентов ВУЗов. Под ред. д-ра психол. наук, проф. М.К. Тутушкиной. М.: Изд-во АСВ, 1997. 333с.
- Современная практическая психология (учебное пособие). Под ред. М.К. Тутушкиной, Е.А. Соловьевой, О.Б. Годлиник. М.: Академия, 2005. 432 с.
- Арт-терапевтическое сопровождение профессиональной деятельности // Практикум по психологии здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. С.332-345.
- Психология для направления «Экономика» (учебник для студентов учреждений ВПО). М.: Изд.центр «Академия», 2011. 256 с.
- Психологические методы диагностики свойств индивидуальности (метод. указания). 4-е изд-е, переработ. и дополненное. СПб.: СПбГАСУ, 2009. 52с.
- Основные вопросы и концепции педагогики: учеб пособие. СПб.: СПб. гос.архит-строит.ун-т 2011. 85 с.
- Этико-психологические аспекты подготовки профессионала в строительной отрасли: учебное пособие. СПб.: СПбГАСУ, 2013. 73 с
- Элементы профессиональной психологии: Учебное пособие. СПб.: СПбГАСУ, 2015. 167 с.
- Психология человека и группы: Учебное пособие. СПб.: СПбГАСУ, 2018. 86 с.
|
Монографии: |
- Практическая психология для педагогов и родителей Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2000. 352 с.
- Практическая психология. Под ред. М. К. Тутушкиной, учебник. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 368с. Дидактика Плюс, 2001.–368с.
- Практическая психология для экономистов и менеджеров. Под ред. М. К. Тутушкиной, учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб., 2002. 364 с.
- Современная практическая психология. Под ред. М. К. Тутушкиной, Е. А. Соловьевой, О. Б. Годлиник М.: Академия, 2005. 432 с.
- Основы средовой психологии. СПб.: СПбГАСУ, 2006. 188 с.
- Психология для направления «Экономика» (учебник для студентов учреждений ВПО) М.: Изд.центр «Академия», 2011. 256 с.
|
Статьи: |
- Исследование особенностей цветового восприятия человека при работе с цветными дисплеями // Микропроцессорные средства обработки и отображения информации в системах управления и связи. М.: Радиосвязь, 1988. С.19-27.
- Цветовой символизм в структуре практического мышления //Мышление и общение в практической деятельности. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 7-9 апреля 1992г. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1992. С. 68-70.
- Гендерные и возрастные особенности ассоциативного поля концепта «дом» //Известия Самарского науч. центра российской академии наук. Спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии», 2006. №3. С.260-267.
- Психосемиотический подход в средовой психологии //Вестник СПбГУ, серия 6: философия. 2007. №3. С.131-136.
- Представление преподавателей и студентов об образовательной среде вуза // Вестник гражданских инженеров. № 1(14). СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2008. С.97-103.
- Понятие экологического сознания и подходы к его формированию //Вестник Балтийской Педагогической Академии. №90, 2009. С.19-22.
- Исследование психологических факторов освоенности и привлекательности город ской среды // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, 3(24). СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2010. С.176-180.
- Арт-коучинг в психологическом сопровождении профессиональной деятельности менеджеров в сфере тяжелого машиностроения Прикладная психология как ресурс соц-эк. развития России в усл. преод. глоб. кризиса /Мат-лы 2 межрег.н-пр. конф. 11-13 нояб.2010. Книга 2. Изд-во Моск ун-т, 2010. С.88-90.
- Человек в городской среде: история и перспективы психологических исследований // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, 4(29). СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2011. С.195-200.
- Исследование отношений к городской среде начинающих архитекторов // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2012. № 3(32). С. 452-458.
- Этико-психологические аспекты подготовки инженера-архитектора // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, 6 (35). СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2012. С.353-359.
- Из истории прикладных исследований визуального восприятия // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник мат-лов междунар науч-практ. конф., посвященной 215-летию Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С.380-383.
- Воздействие окраски среды: от сигнала к символу // Х конгресс этнографов и антропологов России, Москва, 2–5 июля 2013 г. С.146-147.
- Изучение городской скульптуры в контексте средовой психологии // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2013. № 3(38). С. 271-276.
- О возможности развития некоторых компетенций средствами физического воспитания // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. ун-та, ISSN: 1999-5571. 2014. № 3 (44). С. 289-294.
- Изучение субъективных ценностей городской среды в целях экологического воспитания // 7-я Российская конференция по экологической психологии (28-29 сентября 2015 г. Москва). Тезисы / отв. ред. М.О. Мдивани. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; СПб. Нестор-История, 2015. С. 417-420.
- Цели и ценности архитектурного образования: историко-психологический анализ. // Материалы 71-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. 7–9 октября 2015 г.: [в 3 ч.]. Ч. III. Экономика и правовое регулирование в архитектуре и строительстве; СПбГАСУ. СПб., 2015. С.141-146.
- Национальные кодексы профессиональной этики архитекторов: сравнительный анализ // Материалы 70-й всероссийской научно-практ. конференции, студентов, аспирантов, молодых ученых «Актуальные проблемы современного строительства» 5-7 апреля 2017. С.160-164.
- Морфология городской среды и проблемно-решающее поведение горожанина // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) / Сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 188-193.
- Проблемы формирования приоритетных ценностей устойчивого развития у будущих архитекторов // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) / Сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 450-455.
- Особенности решения профессионально-этических конфликтов студентами архитекторами // Человек в условиях неопределенности: сборник научных трудов в 2-х т. / Под общей и научной редакцией д.ф.н. Е.В. Бакшутовой, д.п.н. О.В. Юсуповой, к.псх.н. Е.Ю. Двойниковой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. Т. 2. С. 165-169.
- Образовательная среда: архитектурные параллели //«Педагогические параллели». Материалы V Международной научно-практической конференции 14–20 мая 2018 года СПб.: СПбГАСУ, 2018. С. 594-600.
- Психосемиотические механизмы цветового восприятия // Социальные трансформации: сб.научных статей. Вып.30. /под ред. Ю.А. Грибер. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2019. С. 192-197.
|
Участие в работе РАН и/или научно-общественных организациях: |
Член Российского психологического общества РАН (№784) Член-корреспондент Балтийской Педагогической Академии |
Награды: |
- Почетная Грамота губернатора Санкт-Петербурга.
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ от 21.06.2005 № 487 /к – н )
- Знак «Почетный работник высшего профессионального образования»
|
Дополнительные сведения: |
После окончания университета работала в ЛЭТИ им. В. И. Ульянова-Ленина в лаборатории инженерной психологии. Занималась инженерно-психологическими проблемами разработки и внедрения персональных компьютеров, зрительного восприятия информации с экранов видеотерминалов, моделирования новых видов деятельности, связанных с использованием персональных компьютеров.
В ЛИСИ-СПбГАСУ работает с 1988 года, с момента основания кафедры практической психологии и инженерного творчества, сначала в должности ассистента, затем старшего преподавателя и доцента. В период с 2005 по 2015 год заведовала кафедрой практической психологии. Руководила работой аспирантов кафедры. Под руководством Е.А. Соловьевой защищено 4 диссертации на звание кандидата психологических наук.
После оптимизации работала на кафедре менеджмент в организации, с 2019 года работает на кафедре истории и философии. |