Соловьева Е. А. СОЛОВЬЁВА Елена Анатольевна
Дата рождения: 21 Сентября 1954
Должность: доцент
Ученая степень: кандидат психологических наук (1993)
Ученое звание: доцент (1996)
Факультет: экономики и управления
Кафедра: истории и философии
Образование:

высшее, факультет психологии ЛГУ им. А.А. Жданова

Повышение квалификации:
  • По программе «Педагогическое пространство ВУЗа: технологии, смыслы, ценности» (2018/72);
  • По программе «Охрана труда педагогических работников образовательных учреждений» (2017/40);
  • По программе «Разработка основных профессиональных образовательных программ на основе профессиональных стандартов» (2016/72);
  • По программе «Управление проектной деятельностью в образовании с применением электронных ресурсов» (2018/72);
  • По программе «Безопасность жизнедеятельности» (2018/72);
  • По программе «Инклюзивное образование в высшей школе» (2018/16);
  • По программе «Противодействие коррупции (педагогических работников)» (2018/72);
  • По программе «Разработка и внедрение в учебный процесс электронных курсов на платформе LMS Moodle» (2018/72).
  • Управление качеством в образовании (СПбГАСУ, 2007)
  • Психология человека в ситуации конфликта и стресса (Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2010)
  • Universal Design in Local Community Planning (Nordic School of Public Health, Sweden, 2011)
  • Внутренний аудит системы менеджмента качества (СПбГАСУ, 2014)
  • Разработка основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (Институт непрерывного образования взрослых, 2016)
  • Разработка и внедрение в учебный процесс электронных курсов на платформе LMS Moodle (2019/72)
Читаемые дисциплины:
  • Психология
  • Педагогика и психология творческой деятельности
  • Социальные коммуникации. Психология (магистры)
  • Педагогика и психология высшей школы (аспиранты)
  • Психологические основы восприятия архитектурного пространства (магистры)
Профессиональные интересы:
  • научные исследования;
  • учебно-методические разработки;
  • совершенствование методики преподавания;
  • руководство научно-исследовательской работой аспирантов и студентов.
Научные интересы:
  • архитектурная психология;
  • проблемы формирования экологического сознания;
  • психосемиотика;
  • психология и педагогика высшего и профессионального образования;
  • этико-психологические аспекты подготовки специалистов.
  • Психология взаимодействия с окружающей средой
  • Экологическая и средовая психология
  • История психологии
  • Эргономика
Участие в научных конференциях:
Постоянный участник российских и международных конференций по экологической психологии, съездов российского психологического общества, международных научно-практических конференций по психологии и педагогике. участник около 50 научных конференций.
  • 3-й Всероссийский съезд психологов, Санкт-Петербург. 2003,
  • Ежегодная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения», СПбГУ. С 1999 года.
  • International Conference on Psychology Education 2002, 2008
  • VII и Х Конгрессы этнографов и антропологов России 2007, 2013.
  • Российские конференции по экологической психологии. 2008, 2012,
  • «Человек и транспорт. Психология. Экономика. Техника» Международная научно-практическая конференция, 2010.
  • V съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», Москва 14–18 февраля 2012.
  • «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов. Санкт-Петербург» Международные научно-практические конференции. 2011, 2012, 2013. 2014, 2016 гг. Участник и эксперт.
  • «Город в зеркале междисциплинарных исследований различных наук». Всероссийская научно-практическая конференция. СПб.: СПбГАСУ, 2014, 2015. Организатор и участник.
  • «Психология труда, инженерная психология и эргономика». Международная научно-практическая конференция, 2014.
  • Актуальные проблемы современного строительства. Международная конференция молодых ученых. СПбГАСУ, ежегодно.
  • Ежегодная научная конференция профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов ун-та. СПбГАСУ.
  • Российские конференции по экологической психологии. Москва (2008, 2012, 2015).
  • Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития. Москва (2017)
  • Человек в условиях неопределенности. Самара (2018).
  • Coaching planet VIII, Международная конференция ЕСА. Санкт-Петербург (2019)
  • Первый всероссийский конгресс по цвету. Смоленска (2019).
  • Национальная с международным участием научно-практическая конференция «Человек и транспорт: психология, образование, эргономика» Санкт-Петербург (2019).
Количество публикаций:
176
Наиболее значимые публикации
Учебно-методическая литература:
  1. Практическая психология (учебник). Рекомендован Гос. комитетом РФ по ВО в качестве учебника для студентов ВУЗов. Под ред. д-ра психол. наук, проф. М.К. Тутушкиной. М.: Изд-во АСВ, 1997. 333с.
  2. Современная практическая психология (учебное пособие). Под ред. М.К. Тутушкиной, Е.А. Соловьевой, О.Б. Годлиник. М.: Академия, 2005. 432 с.
  3. Арт-терапевтическое сопровождение профессиональной деятельности // Практикум по психологии здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. С.332-345.
  4. Психология для направления «Экономика» (учебник для студентов учреждений ВПО). М.: Изд.центр «Академия», 2011. 256 с.
  5. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности (метод. указания). 4-е изд-е, переработ. и дополненное. СПб.: СПбГАСУ, 2009. 52с.
  6. Основные вопросы и концепции педагогики: учеб пособие. СПб.: СПб. гос.архит-строит.ун-т 2011. 85 с.
  7. Этико-психологические аспекты подготовки профессионала в строительной отрасли: учебное пособие. СПб.: СПбГАСУ, 2013. 73 с
  8. Элементы профессиональной психологии: Учебное пособие. СПб.: СПбГАСУ, 2015. 167 с.
  9. Психология человека и группы: Учебное пособие. СПб.: СПбГАСУ, 2018. 86 с.
Монографии:
  1. Практическая психология для педагогов и родителей Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2000. 352 с.
  2. Практическая психология. Под ред. М. К. Тутушкиной, учебник. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 368с. Дидактика Плюс, 2001.–368с.
  3. Практическая психология для экономистов и менеджеров. Под ред. М. К. Тутушкиной, учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб., 2002. 364 с.
  4. Современная практическая психология. Под ред. М. К. Тутушкиной, Е. А. Соловьевой, О. Б. Годлиник М.: Академия, 2005. 432 с.
  5. Основы средовой психологии. СПб.: СПбГАСУ, 2006. 188 с.
  6. Психология для направления «Экономика» (учебник для студентов учреждений ВПО) М.: Изд.центр «Академия», 2011. 256 с.
Статьи:
  1. Исследование особенностей цветового восприятия человека при работе с цветными дисплеями // Микропроцессорные средства обработки и отображения информации в системах управления и связи. М.: Радиосвязь, 1988. С.19-27.
  2. Цветовой символизм в структуре практического мышления //Мышление и общение в практической деятельности. Мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. 7-9 апреля 1992г. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1992. С. 68-70.
  3. Гендерные и возрастные особенности ассоциативного поля концепта «дом» //Известия Самарского науч. центра российской академии наук. Спец. выпуск «Актуальные проблемы психологии», 2006. №3. С.260-267.
  4. Психосемиотический подход в средовой психологии //Вестник СПбГУ, серия 6: философия. 2007. №3. С.131-136.
  5. Представление преподавателей и студентов об образовательной среде вуза // Вестник гражданских инженеров. № 1(14). СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2008. С.97-103.
  6. Понятие экологического сознания и подходы к его формированию //Вестник Балтийской Педагогической Академии. №90, 2009. С.19-22.
  7. Исследование психологических факторов освоенности и привлекательности город ской среды // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, 3(24). СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2010. С.176-180.
  8. Арт-коучинг в психологическом сопровождении профессиональной деятельности менеджеров в сфере тяжелого машиностроения Прикладная психология как ресурс соц-эк. развития России в усл. преод. глоб. кризиса /Мат-лы 2 межрег.н-пр. конф. 11-13 нояб.2010. Книга 2. Изд-во Моск ун-т, 2010. С.88-90.
  9. Человек в городской среде: история и перспективы психологических исследований // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, 4(29). СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2011. С.195-200.
  10. Исследование отношений к городской среде начинающих архитекторов // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2012. № 3(32). С. 452-458.
  11. Этико-психологические аспекты подготовки инженера-архитектора // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, 6 (35). СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2012. С.353-359.
  12. Из истории прикладных исследований визуального восприятия // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник мат-лов междунар науч-практ. конф., посвященной 215-летию Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С.380-383.
  13. Воздействие окраски среды: от сигнала к символу // Х конгресс этнографов и антропологов России, Москва, 2–5 июля 2013 г. С.146-147.
  14. Изучение городской скульптуры в контексте средовой психологии // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. Ун-та, 2013. № 3(38). С. 271-276.
  15. О возможности развития некоторых компетенций средствами физического воспитания // Вестник гражданских инженеров. Науч.-техн. журнал, СПб.: Изд-во С.-Петерб. госуд. архит.-строит. ун-та, ISSN: 1999-5571. 2014. № 3 (44). С. 289-294.
  16. Изучение субъективных ценностей городской среды в целях экологического воспитания // 7-я Российская конференция по экологической психологии (28-29 сентября 2015 г. Москва). Тезисы / отв. ред. М.О. Мдивани. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; СПб. Нестор-История, 2015. С. 417-420.
  17. Цели и ценности архитектурного образования: историко-психологический анализ. // Материалы 71-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. 7–9 октября 2015 г.: [в 3 ч.]. Ч. III. Экономика и правовое регулирование в архитектуре и строительстве; СПбГАСУ. СПб., 2015. С.141-146.
  18. Национальные кодексы профессиональной этики архитекторов: сравнительный анализ // Материалы 70-й всероссийской научно-практ. конференции, студентов, аспирантов, молодых ученых «Актуальные проблемы современного строительства» 5-7 апреля 2017. С.160-164.
  19. Морфология городской среды и проблемно-решающее поведение горожанина // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) / Сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 188-193.
  20. Проблемы формирования приоритетных ценностей устойчивого развития у будущих архитекторов // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) / Сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 450-455.
  21. Особенности решения профессионально-этических конфликтов студентами архитекторами // Человек в условиях неопределенности: сборник научных трудов в 2-х т. / Под общей и научной редакцией д.ф.н. Е.В. Бакшутовой, д.п.н. О.В. Юсуповой, к.псх.н. Е.Ю. Двойниковой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. Т. 2. С. 165-169.
  22. Образовательная среда: архитектурные параллели //«Педагогические параллели». Материалы V Международной научно-практической конференции 14–20 мая 2018 года СПб.: СПбГАСУ, 2018. С. 594-600.
  23. Психосемиотические механизмы цветового восприятия // Социальные трансформации: сб.научных статей. Вып.30. /под ред. Ю.А. Грибер. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2019. С. 192-197.
Участие в работе РАН и/или научно-общественных организациях:

Член Российского психологического общества РАН (№784)
Член-корреспондент Балтийской Педагогической Академии

Награды:
  • Почетная Грамота губернатора Санкт-Петербурга.
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ от 21.06.2005 № 487 /к – н )
  • Знак «Почетный работник высшего профессионального образования»
Дополнительные сведения:

После окончания университета работала в ЛЭТИ им. В. И. Ульянова-Ленина в лаборатории инженерной психологии. Занималась инженерно-психологическими проблемами разработки и внедрения персональных компьютеров, зрительного восприятия информации с экранов видеотерминалов, моделирования новых видов деятельности, связанных с использованием персональных компьютеров.

В ЛИСИ-СПбГАСУ работает с 1988 года, с момента основания кафедры практической психологии и инженерного творчества, сначала в должности ассистента, затем старшего преподавателя и доцента. В период с 2005 по 2015 год заведовала кафедрой практической психологии. Руководила работой аспирантов кафедры. Под руководством Е.А. Соловьевой защищено 4 диссертации на звание кандидата психологических наук. 

После оптимизации работала на кафедре менеджмент в организации, с 2019 года работает на кафедре истории и философии.

Адрес 190005, Россия, Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 5/8, каб. 351-Е, СПбГАСУ
Телефон (812) 575-00-19
E-mail elena_solovyeva@mail.ru

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку