МОРОЗОВ Алексей Петрович
МОРОЗОВ Алексей Петрович
(1907–1987 гг.)

Архитектор, гражданский инженер, ученый, академик, новатор, руководитель целой школы инженеров- творцов большепролетных конструкций. В прошлом знаменитый баскетболист, мастер спорта. Спорт занимал в жизни А. П. Морозова большое место, однако он стал профессиональным инженером, отдал много сил и таланта возведению крупнейших спортивно-зрелищных сооружений и стадионов. Связь между Морозовым-спортсменом и Морозовым-инженером очевидна. Спорту А. П. Морозов служил всю жизнь в своих проектах спортивных сооружений. Он говорил, что красота современных художественно осмысленных конструкций сродни красоте спорта.

Еще в довоенные годы широкому кругу ленинградцев Алексей Морозов был известен как выдающийся спортсмен-баскетболист, чемпион страны. Весной 1942 г. во время блокады он организовывал тренировки баскетболистов во Дворце культуры и техники Первой пятилетки, а в августе 1942 года состоялся легендарный баскетбольный матч на стадионе им. В. И. Ленина.

В 1933 г. окончил Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (ЛИИКС, с 1941 ЛИСИ). Ученик профессора кафедры Металлических конструкций Н. Н. Аистова.

Первая крупная работа А. П. Морозова – параболический бункер длиной более 300 м для Балхашского медеплавильного завода (1937 г.), эллинг и механосборочный цех для Комсомольска на Амуре (1938 г.) Во время Великой Отечественной войны строил оборонительные сооружения, огневые точки в первых этажах домов на Литейном проспекте. Награжден медалями «За оборону Ленинграда» в 1943 г., «За доблестный труд в ВОВ 1941–1945 г. г.»

В послевоенные годы – руководитель сектора, а затем главный конструктор крупного института по проектированию промышленных зданий и комплексов ПИ-1 (Адмиралтейский пр.,12.), здесь шло освоение большепролетных конструкций. В 1948–1952 г. г. под руководством А. П. Морозова были созданы эллинги на ряде ленинградских предприятий, был сооружен газгольдер и цех Балтийского завода на Косой линии. В 1955 г. возведен завод железобетонных изделий им. ВЛКСМ, а затем сборочный цех на заводе железобетонных изделий в Автово. А. П. Морозов стал одним из крупнейших специалистов в области строительной техники, проектирования металлургических, судостроительных и других промышленных предприятий.

В 1952 было шло строительство высотки на Комсомольской площади в Москве. А. П. Морозов был приглашен для выполнения сложных математических расчетов металлического каркаса высотной гостиницы «Ленинградская», и он прекрасно справился с этой задачей.

Мечта А. П. Морозова – перекрытие больших пролетов. Монолитный и сборный бетон, металл, армоцемент – вот материалы для осуществления его проектов.

А. П. Морозов руководил созданием пространственных конструкций из армоцемента. В 1950–1960 г. г. гражданский инженер А. П. Морозов в сотрудничестве с архитекторами возвел в Ленинграде несколько крупных рынков, которые несомненно являются памятниками архитектуры. Например, Мальцевский рынок (ул. Некрасова, 52), построенный в 1955–1960 г. г., Московский рынок на ул. Решетникова, 12 (1956-1957) и Невский рынок на проспекте Обуховской обороны,75а (1961).

Алексей Петрович Морозов удивительно гармонично сочетал в своей деятельности талант не только инженера, но и ученого. Постепенно складывалась «школа Морозова», которую прошли многие известные инженеры. Армоцементные конструкции, вантовые стержневые покрытия и стальные мембраны, позволяющие перекрывать самые большие пролеты и другие технические новшества позволяли решать сложные строительные задачи, создавая при этом художественно выразительные здания и сооружения.

В 1956 г. А. П. Морозов – академик Ленинградского филиала Академии строительства и архитектуры. Начиная с 1963 г., руководитель Специального конструкторского отдела (СКО) в созданном институте по проектированию зданий и сооружений – ЛенЗНИИЭПе – Ленинградском зональном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования. Под руководством А. П. Морозова осуществлялось формирование нового облика города Ленинграда-Петербурга – сооружение зданий с большепролетными конструкциями, без которых уже невозможно представить себе панораму города:

  • Дворец спорта «Юбилейный» на пр. Добролюбова, 18 (1967 г.);
  • Спортивно-концертный комплекс (СКК) на ул. Ю. Гагарина, 8 (1980 г.);
  • Яхт-клуб на Петровской косе, 9;
  • Павильоны станций метро: «Пионерская», «Пролетарская», «Площадь Александра Невского», «Девяткино», «Удельная» и др. (1965–1985 г. г.);
  • Тренировочный комплекс «Зенит–Динамо» на пр. Динамо, 44 (1970 г.);
  • Спортзал и отдельные корпуса химического факультета университета в Петергофе (1974 г.);
  • Лабораторный корпус ВНИИ им. Веденеева (1984 г.) и др.

Целый ряд объектов были построены в других городах и даже за границей: Ресторан и универмаг в г. Выборге (1977 г.); Дворец спорта в г. Зуле (Германия, 1972); школьные здания в Новом Уренгое, спортивные сооружения в Минске, киноконцертный зал в Одессе, здания универсального назначения для сел Псковской области … Этот перечень можно продолжать очень долго. В данном списке особое место занимает Дворец спорта «Юбилейный», который стал новым символом города. В 1971 г. создатели этого сооружения были удостоены Государственной премии СССР. Среди них А. П. Морозов, Ю. А. Алексеев, О. А. Курбатов и др. Они доказали на практике, что современная архитектура – это синтез архитектурного замысла и конструктивного воплощения.

Дворец спорта «Юбилейный»

Дворец спорта «Юбилейный»

В 1972 г. опубликована монография А. П. Морозова «Общественные здания и пространственные конструкции», в которой автор обобщает богатейший материал по истории вопроса со времен Древнего Рима до современности.

В 1988 г. в связи со 100-летием возведения всемирно известной Эйфелевой башни Научно-техническое общество Франции решило отметить величайшие инженерные достижения ХХ века. Наряду с англо-французским проектом туннеля под Ла-Маншем, гигантской норвежской платформой для добычи нефти со дна Северного моря и транспортной эстакадой, соединившей все Японские острова, был отмечен Спортивно-концертный комплекс (СКК) в Санкт-Петербурге, 160-метровый пролет которого перекрыт стальной мембраной.

А. П. Морозов – выдающийся русский инженер и ученый с мировым именем. Его сооружения получили высшие оценки специалистов и мировое признание, прошли проверку временем и являются гордостью нашей архитектурно-строительной школы.

Яхт-клуб на Петровской косе

Яхт-клуб на Петровской косе

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку