Дореволюционный период 

В первой трети XIX в. Санкт-Петербург и страна давно нуждались в притоке новых строителей. Тех специалистов, которых в небольшом количестве готовил основанный в 1809 г. Институт корпуса инженеров путей сообщения (с 1823 г. преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов), в стенах которого складывалась система русского инженерно-строительного образования, не хватало для растущей экономики России. Поэтому в 1830 г. при Академии художеств было создано Архитекторское училище.
Однако незначительный прием в Архитекторское училище не удовлетворял потребность в специалистах - архитекторах-строителях, и 27 апреля (9 мая) 1832 г. при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий было учреждено Училище гражданских инженеров (УГИ) для подготовки специалистов более широкого профиля (строительство, а также исправление и устройство дорог, мостов и переправ). УГИ создавалось как инженерно-строительное учебное заведение, выпускники которого могли решать и архитектурно-строительные задачи. В Архитекторском училище при Академии художеств упор делался на архитектурно-художественное творчество, в УГИ - на инженерно-технической стороне дела.
В организации УГИ, разработке учебных программ и планов, преподавании специальных предметов приняли участие ученые Института инженеров путей сообщения М. С. Волков, Я. А. Севастьянов, Н. Ф. Ястржембский, П. П. Мельников и др.
Воспитанники Училища содержались на вклады губерний (1000 руб. в год и 250 руб. на первоначальное обзаведение) и были обязаны по окончании УГИ отработать в своей губернии шесть лет. Выпускники Училища впоследствии могли занимать должности землемеров и архитекторов в губерниях.
Первый выпуск - 11 гражданских инженеров - состоялся в 1836 г. Немногим больше было подготовлено и в последующие шесть лет существования Училища. Выпускники направлялись работать дорожными мастерами в провинцию, лишь некоторых оставляли служить в Петербурге. С 1840-х гг. в застройке российской столицы стали принимать участие выпускники нового учебного заведения - Училища гражданских инженеров.
Вскоре недостатки столь узкой специализации вскоре стали очевидными, и 17 декабря (по ст. ст.) 1842 г. произошло слияние обоих училищ в одно - Строительное училище (СУ) при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий для подготовки универсальных инженеров-строителей широкого архитектурно-строительного профиля.
Общеобразовательные дисциплины в программе обучения были сокращены, зато заметно усилена профессиональная подготовка. Среди прочих дисциплин в СУ преподавалась и гражданская архитектура с составлением проектов и смет. Курс обучения составлял шесть лет, причем последние два года были посвящены практике в строительном искусстве, архитектурному проектированию и составлению смет. Рисованием и черчением учащиеся занимались до восьми часов в неделю в течение всех лет обучения. Особо отличившихся выпускников направляли за границу для усовершенствования. Эта традиция была заимствована из Академии художеств. С 1859 г. выпускникам с отличными показателями стали присваивать звание инженер-архитектора.
С 1865 г. Училище перешло в ведение Министерства внутренних дел, куда из Главного управления путей сообщения и публичных зданий была переведена строительная часть гражданского ведомства. Это не внесло каких-то существенных изменений в учебный процесс. По-прежнему выпускалось в среднем по 15 специалистов в год и им по-прежнему присваивалось звание гражданского инженера XI или X класса. Но среди выпускников уже были и будущие известные зодчие Р. Б. Бернгард, А. А. Бертельс, А. Р. Гешвенд, Н. В. Дмитриев, И. С. Китнер.
В 1877 г. был принят новый устав, по которому при директоре учреждался совет, а Училище становилось открытым учебным заведением и приравнивалось к университету и институтам. Все выпускникам присваивалось звание инженер-архитектора.
10 декабря 1882 г. СУ было переименовано в Институт гражданских инженеров (ИГИ), а 17 декабря 1892 г. Институту присвоено имя императора Николая I (к 50-летию образования Строительного училища). Постепенно выпуск специалистов увеличился почти в три раза. В 1895 г. число студентов составляло уже 240 человек. Их учили 6 профессоров и 50 преподавателей. Обучение в Институте было рассчитано на пять лет (предельный срок пребывания в ИГИ составлял семь лет).
В конце XIX в. из курса «Гражданская архитектура» выделились несколько дисциплин: «Части зданий», «Отопление и вентиляция», «Сельскохозяйственная архитектура». Курс «Строительное искусство» был разделен на отдельные дисциплины - «Геодезия» (1860), затем «Строительные материалы» (1896).
Профиль специалиста - выпускника Института был выработан еще в СУ и не менялся до 1905 г. Гражданский инженер получал фундаментальную подготовку в области архитектурного проектирования, истории архитектуры, санитарной техники и технологии строительства. Взаимосвязь архитектурных и строительных наук в процессе их изучения в Строительном училище, а затем в Институте гражданских инженеров определила универсальность и разносторонность подготовки будущих специалистов.
Воспитанники ИГИ могли с успехом выполнять работу архитектора, инженера-конструктора, производителя строительных работ и инженера по санитарной технике, так как наряду с глубокой и многогранной инженерной подготовкой они приобретали достаточно обширные знания в области художественных, графических и архитектурно-строительных дисциплин.
В связи с быстрым развитием строительного дела к началу XX века вместо гражданского инженера широкого профиля Институт начинает готовить специалистов более узких специализаций, дифференцировав архитектурно-строительную, инженерно-санитарную и инженерно-дорожную подготовку. С 1905 г. в дипломном проектировании вводится специализация по архитектурному, инженерно-санитарному и инженерно-дорожному профилю.
С 1905 г. в Институте стали издаваться иллюстрированные альбомы «Архитектурные работы студентов» (наиболее интересные проекты студентов старших курсов). Они служили учебным пособием, способствовали популяризации системы архитектурного образования, принятой в ИГИ.
В 1906 г. в ИГИ было образовано архитектурное отделение.
С 1911 г. стали печататься «Известия Института гражданских инженеров», в которых публиковались статьи по актуальным проблемам архитектуры и строительной техники. Преподаватели ИГИ сотрудничали в журналах «Зодчий», «Строитель», «Неделя строителя». Работы воспитанников ИГИ публиковались в архитектурных журналах и альманахах страны.
Перед Первой мировой войной численность студентов достигла 800 человек. Конкурс составлял 4-5 абитуриентов на место. Сложилась устойчивая плодотворная школа, гармонично сочетавшая инженерную и архитектурно-художественную подготовку.
Большой вклад в учебную и научно-исследовательскую деятельность внесли гражданские инженеры из окончивших институт до 1917 г.: В. В. Эвальд, А. К. Павловский, В. А. Косяков, Б. К. Правдзик, В. Н. Соколовский, Н. К. Чижов, А. И. Дитрих, Л. П. Шишко, П. И. Дмитриев, В. Л. Гофман, А. И. Виксель, Л. А. Ильин, Н. Н. Аистов, В. Ф. Иванов, А. П. Иваницкий, В. Д. Ротгольц, В. А. Веснин, Л. А. Серк, А. А. Веснин, А. А. Оль, Б. М. Аше, А. С. Никольский, В. Г. Гевирц, М. Г. Мельников, Н. П. Павлюк, Г. В. Никитин.
Гражданские инженеры внесли существенный вклад не только в архитектуру и строительство, но и в развитие архитектурно-исторической науки. Наиболее видными учеными из воспитанников ИГИ были Н. В. Султанов (1850-1908), М. В. Красовский (1874-1939), И. Б. Михайловский (1864-1939). Например, преемником Н. В. Султанова по преподаванию истории архитектуры стал один из его учеников И. Б. Михаловский (1864-1939 гг.), «потомственный» гражданский инженер, выпускник 1889 г. И. Б. Михайловский развивал метод Н. В. Султанова, успешно сочетая научную деятельность с практической работой под руководством известного в конце XIX в. архитектора академика В. А. Шретера (1839-1901 гг.). Занимался реставрационной деятельностью; был в Италии, где изучал античные памятники. Автор фундаментального труда «Теория классических архитектурных форм», выдержавшего пять изданий и сыгравшего выдающуюся роль в развитии историко-архитектурной науки в нашей стране. И. Б. Михаловским основал учебную дисциплину «Введение в архитектуру».
И. Б. Михаловским впервые было начато чтение лекций по советской архитектуре. Им создан кабинет истории архитектуры. В годы своей работы в институте И. Б. Михаловский воспитал ряд научных работников в области истории архитектуры, среди них проф. Н. Ф. Хомутецкий, доц. В. А. Богословский, канд. ист. наук П. А. Раппопорт и др.
За три с половиной десятилетия, с 1882 по 1918 г., Институт выпустил более полутора тысяч специалистов. Среди них известные архитеткоры: Г. В. Барановский, А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев, А. И. Дмитриев, А. И. Зазерский, братья В. А. и Г. А. Косяковы, С. С. Кричинский, А. А. Оль, М. М. Перетяткович. В дореволюционный период 360 гражданских инженеров возвели более 2 тыс. зданий - четверть исторического Петербурга. Вклад многих авторов в застройку нашего города превышал 20 строений, а в ряде случаев доходил до 70. Выпускники вуза принимали участие в строительстве таких объектов, как Пассаж на Невском пр. (1846-1848, арх. Р. А. Желязевич), Музей А. В. Суворова (1901, арх. А. И. Гоген), особняк Кшесинской (1904, арх. А. И. Гоген), Дом ленинградской торговли (1908-1910, арх. Э. Ф. Виррих, Н. В. Васильев), мечеть на Кронверкском (Максима Горького) пр., 7 (1910, арх. Н. В. Васильев, А. И. Гоген), и др. Строительный бум в Петрограде был прерван революцией и Гражданской войной.
Профессора и молодые преподаватели, получившие образование до Октябрьской социалистической революции в Институте гражданских инженеров, принесли свои знания и опыт в советскую высшую школу.
     
(1) 1809 г. в результате объединения Управления водяными сообщениями и Управления сухопутными сообщениями было учреждено Главное управление водяных и сухопутных сообщений (с 1810 г.- Главное управление путей сообщения, с 1832 - Главное управление путей сообщения и публичных зданий, с 1865 - Министерство путей сообщения).
     
(2) В 1832 г. в ведение
Главного управления путей сообщения была перенесена из Министерства внутренних дел и вся строительная часть гражданского ведомства, а само Главное управление было переименовано в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, в ведении которого находилась строительная часть до 1865 г., когда все учреждение было преобразовано в Министерство путей сообщения, а строительная часть гражданского ведомства возвращена в Министерство внутренних дел.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку