En

Научная деятельность кафедры межкультурной коммуникации

Кафедра межкультурной коммуникации была основана в 2022 г. на базе старейших кафедр университета – иностранных языков и русского языка. На протяжении всей многолетней истории научная деятельность занимала важное место в структуре их работы. Разносторонние научные интересы сотрудников кафедры включают в себя различные области языкознания: грамматику, лексикологию, историю языка, лексикографию, литературоведение, теорию и практику перевода и другие.

Наряду с этим большое внимание уделяется вопросам методики преподавания иностранных языков и русского как иностранного с учётом особенностей технического вуза, разработке эффективных и инновационных методов обучения иностранным языкам на разных уровнях образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Особое место в научной деятельности кафедры также занимают исследования, связанные с научно-методическими принципами создания учебных пособий, учитывающих особенности профессиональной направленности обучения иностранным языкам, теоретические и методические проблемы преподавания русского языка как иностранного по всем направлениям подготовки в строительном вузе. 

Научные интересы кафедры в сфере преподавания русского языка как иностранного определялись в известной степени и контингентом иностранных учащихся СПбГАСУ: на протяжении работы кафедры здесь обучались студенты и аспиранты из более чем 70 стран. С 1970 по 1991 г. на кафедре ежегодно работали летние курсы русского языка для студентов-переводчиков и других граждан Финляндии, поэтому проблемы сопоставительной грамматики также становились темами исследований, докладов и публикаций. 

После 1990 г. при кафедре было создано подготовительное отделение для иностранных учащихся с нулевым знанием русского языка, что явилось основанием для изучения и поиска эффективных способов презентации языкового материала при обучении грамматике и видам речевой деятельности этой категории студентов.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в международных, всероссийских и региональных научных конференциях. Кафедра стала организатором ежегодной Межвузовской открытой научно-практической конференции «От традиций к инновациям в обучении иностранным языкам». Первая такая конференция состоялась 22–23 апреля 2016 г. В 2017 г. конференция получила статус всероссийской, а в 2019 г. – международной. Цель конференции – развитие международного научного взаимодействия, установление научных контактов СПбГАСУ в сфере педагогики, психологии, социологии, философии языка, методики преподавания языков, филологии, русской филологии, русского языка как иностранного, межкультурной коммуникации с различными научными и образовательными организациями для реализации совместных научно-исследовательских и педагогических проектов. В мероприятии участвуют исследователи и преподаватели из Азербайджана, Алжира, Бенина, Великобритании, Китая, Республики Конго, Финляндии. По итогам работы издаётся сборник научных статей конференции.

5 октября 2017 г. состоялось первое заседание научной психолого-педагогической школы «ЧИР-среда», основанной профессором кафедры иностранных языков СПбГАСУ Е. И. Чирковой в целях обмена педагогическим опытом, совершенствования педагогического мастерства, помощи молодым учёным и педагогам в разработке научных исследований. В заседаниях научной школы принимают участие представители вузов и школ Санкт-Петербурга и других городов России. Издано шестнадцать выпусков коллективной монографии «Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе».

Научно-исследовательские работы

  1. Использование интернет-пространства в процессе обучения иностранному языку. (Руководитель: профессор, д. пед. н. Е. И. Чиркова)
  2. Исследование особенностей текстов различной функциональной направленности в целях оптимизации формирования общекультурных и профессиональных компетенций учащихся на занятиях по русскому языку как иностранному. (Руководитель: доцент, к. пед. н., зав. кафедрой Е. П. Селезнёва)
  3. Исследования в области методики преподавания русского языка в техническом вузе с целью оптимизации учебного процесса. (Руководитель: доцент, к. филол. н. Н. В. Глущевская)
  4. Методика работы с текстом по специальности. (Руководитель: доцент, к. филол. н. Н. В. Глущевская)

Научные результаты

  • Методика предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку с применением информационно-коммуникативных технологий.
  • Принципы использования интернет-пространства для аудиторных занятий и создания комплексов заданий для самостоятельной работы студентов.
  • Методика формирования алгоритмического и понятийного мышления в процессе чтения текстов.
  • Проекты терминологических словарей для студентов архитектурно-строительных специальностей, сформированные с учётом особенностей подъязыка этих специальностей.
  • Создан систематизированный корпус лингвистических особенностей текстов разного стилевого функционирования, отражающий состояние современного русского языка и необходимый для формирования языковых и речевых компетенций студентов СПбГАСУ.
  • На основании анализа методик преподавания русского языка в техническом вузе усовершенствованы методы обучения видам речевой деятельности на материале языка специальности студентов.
  • Разработаны новые направления активизации лексико-грамматических знаний студентов при использовании художественного текста на занятиях в иностранной аудитории.
  • Сформирован комплекс заданий, обеспечивающих совершенствование видов речевой деятельности на основе использования научных, научно-публицистических, публицистических, художественных текстов.
  • Сформулированы профессионально значимые темы для обсуждения и дискуссий с иностранными бакалаврами старших курсов и магистрантами, обучающие навыкам самостоятельной работы с медиадискурсом и углубляющие их профессионально-коммуникативные компетенции.
  • Разработаны некоторые формы интерактивных заданий с использованием страноведческого и краеведческого материала для аудиторной и внеаудиторной работы, обеспечивающих формирование общекультурной и социокультурной компетенции иностранных учащихся, их успешную адаптацию к учебному процессу и к новой социальной среде.