
Стратегия развития Арктической зоны, принятая российским правительством, требует большого объёма строительных работ. Для этого потребуется значительно увеличить парк специальной техники и транспорта. С целью помочь строительным предприятиям в выборе техники на кафедре наземных транспортно-технологических машин (НТТМ) СПбГАСУ разработали рейтинг потребительских качеств строительных машин, основанный на опросе строительных предприятий, работающих на Севере России, проведённом в 2025 г. Рейтинг показывает, на какие качества машин следует обращать первостепенное внимание. В условиях Крайнего Севера это особенно важно, ведь работы зачастую ведутся на большом удалении от ремонтных баз.
Анализ показал, что для потребителей наиболее важны надёжность и эффективность оборудования, а также свойства, влияющие на них – наличие запасных частей на складах поставщика и суммарные эксплуатационные расходы.
Особенно сложны такие случаи, когда требуется замена тяжёлого элемента машины, например, двигателя, гидронасоса, элементов ходовой части. Для подобных работ требуется доставка машины на стационарную ремонтную базу (СРБ).
Один из способов повышения работоспособности машин в условиях эксплуатации на Крайнем Севере – выявление элементов машины, лимитирующих их надёжность (ЭЛН). Эти элементы подлежат восстановлению в период межсезонья, когда машины не работают и имеется возможность доставить их на стационарную ремонтную базу, чтобы заменить ЭЛН на новые или отремонтированные. Условие замены – вероятность безотказной работы ЭЛН не менее времени сезона работ, т. е. шести-семи месяцев.
В результате анализа надёжности систем и элементов машин, выполненных на примере экскаваторов с использованием теории структурной надёжности, установлено, что наибольшую вероятность отказов имеет гидравлическая система, а из её узлов – главный гидронасос и гидромоторы ведущих колёс. Поэтому при планировании ремонтов этим узлам следует уделять первостепенное внимание.
Разработка метода для повышения надёжности строительной техники выполнена в рамках проведения научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками СПбГАСУ по внутренним грантам в 2025 г.