En

Научная деятельность кафедры технической эксплуатации транспортных средств

Кафедра технической эксплуатации транспортных средств (ранее – технической эксплуатации и ремонта автомобилей) является преемницей кафедры «Автомобили и двигатели», созданной в ЛИСИ в 1961 г.

Первым заведующим кафедрой стал д. т. н., профессор Николай Аркадьевич Бухарин – ученик профессора Е. А. Чудакова, одного из основоположников теории эксплуатационных свойств автомобиля, опубликовавшего в 1935 г. первый в мире учебник «Теория автомобиля». Это обстоятельство определило одно из научных направлений кафедры, актуальное и по сей день – разработку методик, расчётные и экспериментальные оценки технико-эксплуатационных свойств автомобильной техники.

С 1973 по 1989 г. кафедрой руководил д. т. н., профессор Мстислав Аполлонович Масино, один из крупнейших специалистов в области ремонта и технической эксплуатации автомобилей. В этот период получило развитие второе научное направление кафедры, связанное с разработкой и совершенствованием технологий технической эксплуатации автомобилей.

Данное направление активно продолжало развиваться под руководством к. т. н., профессора Николая Ивановича Верёвкина (заведовал кафедрой в период с 1989 по 2012 г.). Научные разработки пополнились совершенствованием методов технологического расчёта автопредприятий, оптимизацией параметров системы технической эксплуатации, совершенствованием государственной системы контроля технического состояния транспортных средств.

Сегодня научная деятельность кафедры продолжает строиться по принципу «полного охвата»: традиционно по собственной инициативе под руководством преподавателей кафедры научно-исследовательские работы выполняют студенты (участвуя в конференциях и конкурсах), вклад в научные разработки кафедры вносят аспиранты (в том числе из других вузов, проходящие на кафедре стажировки), преподаватели кафедры развивают собственные научные направления и участвуют в выполнении научно-исследовательских работ по инициативе внешних заказчиков.

В настоящее время кафедра продолжает научные разработки по направлениям, сформировавшимся в ходе её исторического развития:

  • оценка технико-эксплуатационных свойств автотранспортных средств;
  • совершенствование технологий технической эксплуатации автотранспортных средств;
  • совершенствование организации системы технической эксплуатации автотранспортных средств.

Основные научные направления

Направление «Оценка технико-эксплуатационных свойств автотранспортных средств»

Активное развитие отечественного автомобилестроения, необходимость накопления информации о характеристиках и параметрах эксплуатации транспортных средств в различных условиях сделали направление «Оценка технико-эксплуатационных свойств автотранспортных средств» приоритетным в научной работе кафедры в 1960–70-е гг.

Под руководством Н. А. Бухарина и М. А. Масино было выполнено несколько десятков научно-исследовательских работ по определению технико-эксплуатационных характеристик и параметров рабочих процессов для отечественных автомобилей различных марок. Среди данных работ можно отметить следующие:

  • сравнительное исследование нагруженности трансмиссии и ходовой части автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164 (1965 г., руководитель Н. А. Бухарин);
  • оценка надёжности и долговечности грузовых автомобилей модификации ЗИЛ, эксплуатирующихся в условиях Ленинграда и Ленинградской области (1968 г., руководитель Н. А. Бухарин);
  • определение нагрузочных режимов деталей управляемого моста автомобилей-самосвалов семейства МАЗ-503 (1973 г., руководитель Н. А. Бухарин);
  • исследование тормозной системы элементов трансмиссии и ходовой части автомобиля КамАЗ (1977 г., руководитель М. А. Масино).

В современных условиях знания и опыт сотрудников кафедры по проведению научно-исследовательских работ данного направления продолжают оставаться востребованными.

Так, в 2011 г. по заказу СПб ГУП «Пассажиравтотранс» была разработана соответствующая методика и экспериментально оценены эргономические свойства автобуса ЛИАЗ-525634.

В 2014 г. были выполнены работы по исследованию характеристик экспериментального образца вариатора с параллельным потоком мощности, по оценке влияния на работу двигателя свечей зажигания различных конструкций. Следует отметить, что заказчиком последней работы выступило российское подразделение всемирно известной фирмы NGK – лидера в производстве свечей зажигания, причём для исследования был использован испытательный моторный стенд, созданный студентами кафедры под руководством доцента кафедры транспортных систем Р. Н. Сафиуллина.

В 2015 г. по заказу СПб ГУП «Пассажиравтотранс» были проведены краткосрочные эксплуатационные испытания автобуса МАЗ-215 (первого автобуса в Санкт-Петербурге с так называемой «тянущей схемой»).

В 2017 г. также по заказу СПб ГУП «Пассажиравтотранс» кафедра разработала методику определения и экспертной оценки значений отдельных параметров эксплуатационных свойств автобусов. Методика была апробирована на автобусе VOLGABUS 5270G2 – одной из первых моделей в Санкт-Петербурге с двигателем Yuchai, работающим на КПГ.

В настоящее время в рамках магистерских диссертаций проводятся исследования эксплуатационных свойств электробусов, а также двигателей, использующих водородное топливо.

С 2018 г. кафедрой внедряется специализированное программное обеспечение для 3D-моделирования и инженерного анализа (Solid Works, Star CCM+). С его использованием выполнена работа «Разработка методики оценки эффективности применения на транспортных средствах дополнительного оборудования, улучшающего аэродинамические характеристики».

Направление «Совершенствование технологий технической эксплуатации автотранспортных средств»

Данное направление начало развиваться с выполнения кафедрой различных работ по оценке надежности и долговечности автомобилей, их систем, агрегатов и узлов:
  • определение фактической эксплуатационной надёжности и долговечности автомобилей МАЗ-500, -503 и -504 (1970 г., руководитель Н. А. Бухарин);
  • определение надёжности и исследование режимов ТО автомобилей МАЗ-500А и МАЗ-604 (1975 г., руководитель О. Г. Кедрин);
  • расчёт параметров надёжности и определение изменения технического состояния автомобилей ВАЗ в условиях эксплуатации в Ленинграде (1976 г., руководитель А. М. Мотин).

Сегодня на кафедре данное направление продолжает развиваться под руководством профессора В. Г. Назаркина, доцентов А. В. Попова и С. А. Воробьёва.

Так, коллективом аспирантов и студентов под руководством В. Г. Назаркина разработана методика повышения эксплуатационной надёжности триботехнических сопряжений двигателей автомобилей на этапе приработки. Экспериментальная часть исследований проводится на собственной лабораторной базе с использованием действующей машины трения.

Под руководством доцента С. А. Воробьёва ведутся работы по оптимизации технологий технической эксплуатации автотранспортных средств, использующих в качестве топлива компримированный природный газ. В качестве экспериментальной площадки выступает ОАО «Автопарк №1 Спецтранс». При участии студентов и магистрантов кафедры разработаны методики, увеличивающие долю замещения дизельного топлива компримированным природным газом для газодизельных двигателей. Разработки были представлены на Международном грузовом салоне Comtrans 8–12 сентября 2015 г. в Москве и получили положительные оценки.

Следует отметить, что опыт сотрудников кафедры оказался востребованным и для расположенных в регионе автосборочных заводов – в 2009 г. по заказу ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Рус» разработана методика нормирования брака, целью которой стало снижение производственных издержек.

Направление «Совершенствование организации системы технической эксплуатации автотранспортных средств»

Данное направление, включающее совершенствование методов технологического проектирования автопредприятий, в последнее время можно назвать основным по числу выполненных НИР и полученных результатов.

Так, разработанные на кафедре под руководством профессора Н. И. Верёвкина и доцента Н. А. Давыдова методы оптимизации расчёта производственно-технической базы автопредприятий получили одобрение и признание специалистов из других вузов. В настоящее время они используются как альтернатива «классическому» методу технологического расчёта автопредприятий для обеспечения точности расчётов.

Н. И. Верёвкиным разработана методика оптимизации возрастной структуры подвижного состава автомобильных парков.

Указанные методы и методики реализованы при выполнении следующих научно-исследовательских работ:

  • программа перспективного развития производственной базы СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (2010 г., руководитель Н. И. Верёвкин);
  • разработка методики расчёта рациональной производственной базы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и её апробация для СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (2011 г., руководитель Н. И. Верёвкин).

Помимо совершенствования технологического проектирования автопредприятий сотрудники кафедры принимают активное участие в развитии государственной системы контроля технического состояния транспортных средств (технического осмотра).

Разработанные специалистами кафедры (И. О. Черняев, Н. И. Верёвкин) методики определения рациональной численности и размещения пунктов техосмотра по территории региона, определения пропускной способности пунктов технического осмотра успешно применялись Администрацией Санкт-Петербурга и Управлением Госавтоинспекции при планировании развития городской системы техосмотра. В 2007 и 2009 г. по заказу Администрации Санкт-Петербурга были выполнены научно-исследовательские работы по оптимизации количества станций (линий) диагностики транспортных средств, участвующих в проведении государственного технического осмотра в Санкт-Петербурге, и по прогнозированию развития городской системы государственного технического осмотра.

Опыт кафедры был востребован и при выполнении научно-исследовательских работ по плану Федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения («Предложения по совершенствованию контроля за конструкцией и техническим состоянием ТС, находящихся в эксплуатации», 2007 г., руководитель П. А. Кравченко).

В 2017–2018 гг. кафедра начала разработки, связанные с возможностью применения для организации работ по ТО и Р информационных технологий и анализа информации, получаемой современными электронными системами управления транспортных средств.

Основные научные направления

В настоящее время на кафедре проводятся научные исследования по следующим основным направлениям:

  • совершенствование системы и технологий технического обслуживания автотранспортных средств;
  • совершенствование системы и методов автомобильной диагностики;
  • планирование и оптимизация технического обслуживания и ремонта автомобилей в условиях автохозяйств и автосервисов;
  • исследование и повышение надёжности компонентов автомобиля;
  • разработка перспективных технологий ремонта и восстановления автомобилей, их агрегатов, узлов, деталей;
  • проектирование автосервисов и автохозяйств с оптимальной структурой производственно-технической базы;
  • проектирование и организация пунктов технического осмотра любой области аккредитации, совершенствование системы технического осмотра;
  • трибомеханика, совершенствование, оптимизация применения, анализ качества эксплуатационных материалов (топлива, масла, смазки и пр.).

Научно-исследовательские работы

  • Определение и экспертная оценка значений отдельных параметров эксплуатационных свойств автобуса VOLGABUS 5270G2. (Руководитель: к. т. н., доц. И. О. Черняев.)

  • Разработка методики оценки расхода топлива и запаса хода автотранспортных средств, использующих в качестве топлива компримированный природный газ. (Руководитель: к. т. н., доц. И. О. Черняев.)

  • Разработка методики оценки эффективности применения на транспортных средствах дополнительного оборудования, улучшающего аэродинамические характеристики. (Руководитель: к. т. н., доц. И. О. Черняев.)

    Программа перспективного развития производственной базы СПб ГУП «Пассажиравтотранс». (Руководитель: к. т. н., проф. Н. И. Верёвкин.)

  • Разработка методики экспериментальной оценки эргономических свойств и работоспособности отдельных систем автобусов для пассажирских перевозок и ее апробация для автобусов ЛИАЗ-525634. (Руководитель: к. т. н., проф. Н. И. Верёвкин.)

  • Разработка методики расчёта рациональной производственной базы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и ее апробация для СПб ГУП «Пассажиравтотранс». (Руководитель: к. т. н., проф. Н. И. Верёвкин.)

  • Разработка долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2013–2016 гг.». (Руководитель: д. т. н., проф. П. А. Кравченко.)

  • Разработка концепции программы и программы «Комплексные меры по обеспечению безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге на 2013–2016 гг.». (Руководитель: д. т. н., проф. П. А. Кравченко.)

  • Разработка методики поисковых исследовательских испытаний вариатора с параллельным потоком мощности и ее апробация на опытном образце. (Руководитель: к. т. н., доц. И. О. Черняев.)

  • Исследование качества свечей зажигания серийной продукции NGK моторным методом и разработка методов их диагностирования. (Руководитель: к. т. н., доц. И. О. Черняев.)

  • Разработка методики краткосрочных эксплуатационных испытаний городских автобусов и её апробация для автобуса МАЗ-215. (Руководитель: к. т. н., доц. И. О. Черняев.)


Научные результаты

Результаты научно-исследовательских работ, выполненных на кафедре:
  • методика оценки расхода топлива и запаса хода автотранспортных средств, использующих в качестве топлива компримированный природный газ;
  • методика оценки эффективности применения на транспортных средствах дополнительного оборудования, улучшающего аэродинамические характеристики;
  • программа перспективного развития производственной базы СПб ГУП «Пассажиравтотранс»;
  • технологический проект базы централизованного технического обслуживания для СПб ГУП «Пассажиравтотранс»;
  • методика экспериментальной оценки эргономических свойств городских автобусов;
  • методика краткосрочных эксплуатационных испытаний городских автобусов;
  • зависимости параметров процессов бензиновых двигателей внутреннего сгорания от применяемых свечей зажигания;
  • предложения по оптимизации структуры государственной системы контроля технического состояния АМТС;
  • методика адаптации ремонтно-обслуживающего комплекса автотранспортных предприятий к различным по пробегу и конструкции автотранспортным средствам.

Патенты

  1. Черняев И. О., Гурин Д. О., Соловьёв С. А. Редактор информации в базе электронного справочника операторов технического осмотра (программный продукт) А.с. № 2012610788, заявка № 2011618758 от 18.11.11, зарег. 17.01.12.

  2. Черняев И. О., Гурин Д. О., Соловьёв С. А. Программа актуализации информации в автоматизированной информационной системе технического осмотра (программный продукт) А.с. № 2012610789, заявка № 2011618759 от 18.11.11, зарег. 17.01.12.

  3. Черняев И. О., Гурин Д. О., Соловьёв С. А. Редактор информации в базе электронного справочника операторов технического осмотра (программный продукт) А.с. № 2012610790, заявка № 2011618760 от 18.11.11, зарег. 17.01.12.

  4. Черняев И. О., Гурин Д. О., Соловьёв С. А. База нормативных документов в области контроля технического состояния и технического осмотра транспортных средств (база данных) А.с. № 2015621057, заявка № 2015620566 от 25.05.15, зарег. 10.07.15.

  5. Черняев И. О., Олещенко Е. М., Гурин Д. О. База нормативных документов в области контроля технического состояния и технического осмотра транспортных средств А.с. № 2019621128, заявка № 2019621014 от 10.06.19, зарег. 26.06.19.

  6. Торосян Л. Е. Динамический стенд-тренажёр устойчивого вождения автомобиля. Патент на изобретение № 2694427. Заявка № 2018121664, приоритет 13.06.18, гос. регистрация в реестре 12.07.19.


Основные публикации

Монографии

  1. Калявин В. П., Давыдов Н. А. Надёжность и диагностика автомототранспортных средств: Монография/ В. П. Калявин, Н. А. Давыдов. – СПб: Элмор, 2014. – 472 с. – ISBN 5-7399-0172-3

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

  1. Марусин А. В., Ворожейкин И. В., Котиков Ю. Г. Обоснование выбора средств автоматической фиксации контроля нарушений правил дорожного движения// Вестник гражданских инженеров. – 2018. – Вып. № 6 (69). – С. 153–160.

  2. Черняев И. О. Анализ динамики показателей аварийности по фактору «техническое состояние транспортных средств»// Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. Спецвыпуск к 100-летию Н. С. Ждановского. – 2017. – С. 261–265.

  3. Черняев И. О., Олещенко Е. М., Ушаков А. И. Дополнительное профессиональное образование в сфере автомобильного транспорта: общие проблемы и частные задачи// Вестник гражданских инженеров. – 2017. – № 4 (63). – С. 220–230.

  4. Давыдов Н. А., Джерихов В. Б. Экологические проблемы дизельных двигателей и возможные способы их решения// Мир транспорта и технологических машин. – 2014. – №1. – С.121–130.

  5. Верёвкин Н. И., Лаврентьев Е. В., Черняев И. О. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий как средство повышения безопасности дорожного движения// Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 1 (56). – С.12–15.

  6. Черняев И. О. Методологические основы выбора средств фиксации нарушений ПДД/ И. О. Черняев, М. А. Керимов, Р. Н. Сафиуллин, А. В. Марусин// Известия ТулГУ. Технические науки. – 2015. – Вып. 5. – Ч. 2. – С.107–110.

  7. Черняев И. О., Сафиуллин Р. Н. Анализ влияния работы систем автоматической фиксации нарушений ПДД на аварийность// Известия ТулГУ. Технические науки. – 2015. – Вып. 6. – Ч. 1. – С.31–38.

Статьи, индексируемые в изданиях Scopus и Web of Science

  1. Boryaev A. Elaboration of the Continuous Method for Degassing Hydrocarbon Fuels and the Installation for Its Implementation. [Непрерывный метод дегазации углеводородных топлив и установка для его реализации.]// International Journal of Heat and Mass Transfer. – 2018. – Vol. 127. – P. 1–10.

  2. Boryaev A. Effect of Liquid-Phase Oxidation Impurities on Solubility of Water in Hydrocarbon Fuels. [Влияние продуктов окисления на растворимость воды в углеводородных топливах.]// Chinese Journal of Explosives & Propellants. – 2018. – Vol. 3. – P. 230–235.

  3. Verevkin N., Lavrentyev E., Chernyaev I. [и др.]. Method of Providing Safe Technical Condition of Vehicles by Technological Design of Enterprises. [Обеспечение безопасного технического состояния транспортных средств методами технологического проектирования предприятий.]// Transportation Research Procedia. – 2017. – Vol. 20. – P. 665–670.

  4. Vorobyov S., Nazarkin V., Chernyaev I. [и др.] Model of Operation of Motor Vehicles Based on Monitoring of their Performance Characteristics. [Модель технической эксплуатации автотранспортных средств с учетом мониторинга технико-эксплуатационных характеристик АТС.]// Transportation Research Procedia. – 2017. – Vol. 20. – P. 696–701.

  5. Vorobyov S. A., Kondratyuk A. A., Chernyaev I. O. Directions of increase in safety of special motor transport operation in the city of Saint-Petersburg. [Направления повышения безопасности эксплуатации спецавтотранспорта в городе Санкт-Петербург.]// IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2017. – № 90 (1). – Art. no. 012231.

Другие публикации

  1. Граевский И. С., Черняев И. О. Об актуальности задач «цифровой экономики» в сфере технической эксплуатации транспортных средств// Транспорт России: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции 13–14 ноября 2018 г. Т. 1. – СПб: ИПТ РАН, 2018. – С. 31–37.

  2. Черняев И. О., Сафиуллин Р. Н. Анализ влияния конструкции серийных свечей зажигания NGK на экологические параметры работы бензиновых двигателей. Актуальные вопросы развития инновационной деятельности в новом тысячелетии// Журнал Международного института математики и систем. – 2014. – № 10. – С. 5–8.

  3. Черняев И. О. Вопросы применения процессного подхода в управлении качеством образования в вузах// Управление качеством в образовательных и научных организациях. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. – С. 158–161.

  4. Черняев И. О., Крапивницкий А. И. Анализ спроса на услуги автосервиса с использованием статистики поисковых систем// Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня» 30–31 марта 2015 г. Т. 2. North Charleston, USA, 2015. – С. 127–130.

  5. Попов А. В. Изменение смазывающих свойств моторных масел при попадании воды и антифриза// Транспортные и транспортно-технологические системы: материалы Международной научно-технической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – С. 263–265.


Анализ публикационной активности

ФИО

Индекс Хирша

Количество цитирований

суммарное

среднее на статью

Балашова О. А.

0

0

0

Боряев А. А.

1

7

0,27

Верёвкин Н. И.

3

46

3,60

Воробьёв С. А.

4

78

1,71

Граевский И. С.

Марусин А. В.

7

126

3,32

Мешечко Т. А.

1

6

0

Назаркин В. Г.

1

1

0

Плотников А. М.

4

64

2,57

Торосян Л. Е.

0

0

0

Черняев И. О.

3

52

2,40

* По состоянию на апрель 2019 г.




Защита диссер­таций

Число аспирантов, защитившихся в период с 2010 по 2018 г.:

на соискание учёной степени кандидата технических наук – 4.

Количество аспирантов на 01.01.2019 – 5 человек.

Специальность – 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта».

Преподаватели кафедры, имеющие право на научное руководство аспирантами:


Основные виды научно-технических услуг

  • Консультационные услуги в области организации технического обслуживания, ремонта, диагностики автомобилей, проектирования и реконструкции производственно-технических баз.
  • Оптимизация производственных процессов автосервисов, автохозяйств, предприятий автотранспорта; планирование технического обслуживания транспорта крупных автопарков.
  • Проектирование и реконструкция автосервисов, автохозяйств, предприятий автотранспорта.
  • Проектирование, подбор оборудования, информационное и кадровое обеспечение пунктов технического осмотра («с нуля под ключ»).
  • Исследование надёжности компонентов автомобиля и разработка мероприятий по её повышению.
  • Экспертиза внесения изменений в конструкцию автотранспортных средств.
  • Экспертиза качества ремонта, технического состояния автомобилей, качества эксплуатационных материалов.
  • Разработка нормативно-технической документации (технологические карты, ТУ, инструкции, положения, стандарты предприятий) для автосервисов, автохозяйств и предприятий автотранспорта.
  • Обучение, повышение квалификации специалистов (технический эксперт для техосмотра, специалист по работе с современным программным обеспечением автосервиса, программа «эффективный автосервис», диагност современных электронных систем автомобиля).