En

Задачи кафедры экономики строительства и ЖКХ

Кафедра экономики строительства и ЖКХ призвана строить свою работу в логике развития как собственного высшего учебного заведения, так и всей системы отечественного высшего образования.

В последние годы государственные приоритеты в развитии образования заключаются в его поддержке как важнейшего ресурса для формирования новой экономики, построенной на знаниях. На уровне кафедры это может быть выражено реализацией научно-квалификационной и научно-исследовательской функций.

Однако проблем у вузовской науки немало. К ним относятся проблемы старения кадрового состава, низкий уровень оплаты труда, устаревание материально-технической базы. На глобальном уровне утечка специалистов приводит к формированию образа России как поставщика идей и потребителя готовых технологий. В экспорте технологий расширяется доля научных исследований, а в их импорте увеличивается доля объектов интеллектуальной собственности.

На государственном уровне значительная роль в решении этой проблемы уделяется реформированию научной сферы. Мы уже стали свидетелями создания на конкурсной основе национальных и инновационных университетов, призванных укрепить вузовскую науку. Перед нашей кафедрой тоже стоит проблема налаживания более тесных связей между наукой и образованием. Задача кафедры экономики строительства и ЖКХ заключается здесь в реализации научно-квалификационной функции, то есть в стимулировании профессионального роста профессорско-преподавательского состава, в подготовке аспирантов (докторантов), издании научных работ. Реализация научно-исследовательской функции кафедры предполагает проведение научных исследований, выходящих за рамки квалификационных работ и актуальных для всего научного, образовательного и строительного сообщества, имеющих значение как для экономической науки, так и для сферы строительства и инвестиций.

Ещё одна актуальная проблема для вузов – необходимость перехода к работе по принципам системы менеджмента качества. Стандарт этой системы – применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении менеджмента качества в целях повышения удовлетворённости потребителей путём выполнения их требований. Наши потребители – это студенты. На уровне кафедры улучшение качества образования заключается в оптимизации учебных планов за счёт более полного соблюдения принципа преемственности, устранения дублирования, учёта и согласования интересов всех субъектов образовательного процесса. Кроме того, качество обучения студентов повышается за счёт перехода от «директивной» к «интерактивной» модели обучения, использования современных методик преподавания, обеспечения взаимосвязи и преемственности при изучении дисциплин, междисциплинарных связок, использования единых методик текущего и итогового контроля, балльно-рейтинговой системы. Преподаватели должны работать как команда, объединённая общими целями и задачами и несущая коллективную ответственность за конечный результат.

На культурном уровне задачей кафедры становится реализация интеллектуальной функции – повышение интеллектуального уровня общества (местного сообщества); культурной функции – повышение уровня общей культуры как выпускников вуза, так и всего общества (местного сообщества); ресурсно-стратегической функции – формирование «стратегического национального запаса» первоклассных специалистов, т. е. национальной (региональной) научной и интеллектуальной элиты.

Ещё одна наболевшая проблема – это проблема интеграции с европейской системой высшего образования. Актуальным этот вопрос стал после того, как в октябре 2003 г. в Берлине Россия присоединилась к Болонскому соглашению. Как и практически по всем вопросам реформы высшего профессионального образования, позиции профессионального сообщества резко разделились. Несмотря на множество дискуссий по этому вопросу, необходимо отметить, что в условиях глобализации образовательных стандартов актуальным остаётся вопрос сохранения национальной специфики российского образования.

В этом аспекте задача кафедры – реализация её основной функции обучения, то есть организация учебного процесса и подготовка студентов по соответствующим программам и направлениям. Она включает в себя контроль за соблюдением основных принципов при построении учебного плана применительно к дисциплинам, преподаваемым кафедрой, в частности принципа преемственности; обеспечение по каждой дисциплине, преподаваемой кафедрой, одинаковой структуры учебных часов (соотношения лекционных и практических часов, аудиторных и внеаудиторных) для схожих специальностей и направлений подготовки. Это позволит рациональнее использовать трудовые и материальные ресурсы, технические средства. Рассматривается включение в учебные планы новых дисциплин и спецкурсов.

И, конечно, нельзя не сказать о такой немаловажной функции кафедры, как участие в дополнительном и непрерывном образовании – организации систематических программ повышения квалификации специалистов; проблемных и практических семинаров в тех или иных областях; специальных учебных курсов, направленных на постоянное приближение новейших теоретических и практических разработок к заинтересованным специалистам.

Вместе со всей системой высшего образования кафедра экономии строительства и ЖКХ должна перейти на качественно новый уровень работы с освоением инновационных форм образования и с сохранением традиций научной деятельности, преемственности научного знания.