История АФ



Архитектурный факультет СПбГАСУ продолжил традиции открытого в 1830 г. при Академии художеств Архитекторского училища (АУ), которое послужило основой для создания в 1842 г. совместно с существовавшим с 1832 г. Училищем гражданских инженеров (УГИ) Строительного училища (СА), преобразованного в 1882 г. в Институт гражданских инженеров (ИГИ).     
     
  Дореволюционный период

  Послереволюционный период

  Довоенный период

  Послевоенный период

  Факультет сегодня

В ХХ в. архитектурный (градостроительный) факультет возглавляли многие выдающиеся педагоги-архитекторы, внесшие заметный вклад в развитие теории и практики отечественной архитектуры, а также постоянно уделявшие внимание совершенствованию методики подготовки будущих архитекторов. После Великой Отечественной войны деканами факультета были: Л. К. Абрамов (1946-1948), Б. В. Муравьев (1948-1951), В. И. Пилявский (1951-1960), А. Я. Стахеев (1960-1964), А. М. Соколов (1964-1969), Б. В. Муравьев (1969-1980), В. К. Свешников (1980-1987), В. А. Нефедов (1987-2007).

В процессе развития архитектурного факультета неизменными оставались два главных направления подготовки специалистов: архитектурное проектирование жилых, общественных и промышленных зданий, а также градостроительное проектирование.

Характерной особенностью подготовки архитекторов в Инженерно-строительном институте всегда являлась прочная связь с архитектурной практикой за счет привлечения к преподаванию специалистов, работающих в проектных организациях города, и выполнения студентами архитектурных заданий, связанных с реальными градостроительными задачами.

Старейшая кафедра архитектурного факультета - кафедра архитектурного проектирования, которой заведовали А. А. Юнгер, А. А. Оль, В. А. Каменский, доц. Н. Н. Башнин, проф. Б. В. Муравьев (с 1979 г.).

Кафедрой истории архитектуры руководили: профессора И. Б. Михайловский, В. И. Яковлев, Н. Ф. Хомутецкий, доц. Ю. С. Ушаков, кафедрой рисунка и живописи - Н. А. Тырса, Н. Л. Подбереский, В. Н. Талепоровский, доц. А. С. Ведерников, проф. Л. К. Абрамов.

Кафедру градостроительства (первую в нашей стране) основал и возглавил проф. А. П. Иваницкий, затем кафедрой руководили проф. В. А. Витман, доц. А. А. Афонченко, проф. А. И. Наумов. На этой кафедре работали Л. М. Тверской, Е. И. Катонин, В. В. Данилов, Т. Б. Дубяго и др. Сформированные кафедрой учебные курсы «Градостроительное искусство» и «Градостроительное проектирование» прочно вошли в программу учебной работы архитектурного факультета.

Кроме архитекторов, специализировавшихся в области проектирования отдельных зданий и сооружений, факультет стал готовить архитекторов-градостроителей, что отвечало потребностям бурно развивавшегося современного строительства.

Ведущие кафедры архитектурного факультета стали участниками разработки ряда проблем архитектурной науки.

Значительный вклад в историко-архитектурную науку внесли профессора Г. Г. Гримм, В. И. Пилявский, В. Н. Тампоровский, Н. Ф. Хомутецкий. Большое число работ по архитектуре и градостроительству было издано в послевоенный период А. И. Наумовым, В. И. Пилявским, Н. Ф. Хомутецким, Г. Н. Булдаковым и др. Особенно активна была деятельность Н. В. Баранова, издавшего капитальные труды «Современное градостроительство», «Композиция центра города» и др. Особое значение имеют труды питомцев и профессоров Института В. Л. Гофмана и Л. А. Серка в области промышленной архитектуры.

Большой вклад в развитие индустриальных методов крупнопанельного домостроения внесли питомцы Института архитекторы А. В. Васильев, Е. М. Полторацкий, И. Н. Кусков и др.

Работы выпускников ЛИСИ в 1960-1970-е гг., как и ранее, были связаны не только с Ленинградом, но и другими городами и районами страны. Их трудом построены города Навои (Узбекистан) и Шевченко (Казахстан), Сосновый Бор (Ленинградская область), разработан проект Академгородка в Новосибирске. Проекты, выполненные выпускниками Института, внедрены в Ташкенте, Кишиневе, Фрунзе (ныне Бишкек), Душанбе, Владивостоке, Хабаровске, в новых городах БАМа и Западной Сибири.

Большое распространение в массовом строительстве Ленинграда получила серия 137, созданная питомцами Института в мастерской ЛенНИИпроекта под руководством И. Н. Кускова.

В проектировании новых станций метрополитена приняли участие выпускники Института архитекторы Н. В. Каменский («Московская», «Политехническая»), Л. П. Лавров, В. Г. Шишков, Т. В. Шишкова («Площадь Александра Невского»), А. К. Камалдинов, И. И. Камалдинова («Елизаровская»), Г. Н. Булдаков, Л. Е. Кисельгоф («Гражданский проспект»), Н. Н. Башнин, Е. И. Травников («Горьковская») и др.

В послевоенное время питомцы Института приняли участие в строительстве в Ленинграде следующих сооружений: концертный зал «Октябрьский» (В. А. Каменский), спортивный зал «Юбилейный» (Г. П. Морозов, И. П. Сусликов и др.), Спортивно-концертный комплекс им. В. И. Ленина (Н. В. Баранов, И. М. Чайко, Ф. Н. Яковлев, Г. А. Миненкова, А. П. Морозов, О. А. Курбатов, Ю. А. Елисеев, В. Д. Белов и др.), ансамбль площади Победы с монументом погибшим в блокаду (арх.: С. Б. Сперанский, В. А. Каменский, ск. М. К. Аникушин), гостиница «Прибалтийская» (арх.: Н. Н. Баранов - руководитель, С. И. Евдокимов, В. И. Ковалева, инж. П. Ф. Панфилов), застройка большого жилого комплекса на юго-западе Ленинграда (арх.: Е. М. Полторацкий, Н. Н. Васильев и др.). Е. М. Полторацкий одним из первых ввел в отделку жилых комплексов цветовые композиции.

Основная роль в формировании архитектурного облика застройки западной части Васильевского острова принадлежит питомцам Института: главному архитектору города Г. Н. Булдакову, архитекторам Н. Н. Баранову, Н. В. Баранову, А. И. Наумову, С. И. Евдокимову, Н. Н. Башнину и др.

Кафедры архитектурного факультета участвовали в конкурсных проектах планировки городских центров Ульяновска, Челябинска, Надыма, в реконструкции исторического центра Ленинграда.

Главными архитекторами Ленинграда были воспитанники Института Л. А. Ильин, Н. В. Баранов, В. А. Каменский, Г. Н. Булдаков. Посты начальников главных архитектурных управлений Ленинграда и Ленинградской области занимали выпускники архитектурного факультета Б. П. Усанов и Б. Г. Машин.

Среди главных архитекторов столиц союзных республик (ныне самостоятельных государств) и крупных городов было немало выпускников ЛИСИ: Д. В. Брунс (Таллин, Эстония), В. П. Микучанис (Рига, Латвия), М. С. Булатов (Ташкент, Узбекистан), В. Ф. Иванов (Баку, Азербайджан), М. Муксинов (Фрунзе, ныне Бишкек, Киргизия), В. Г. Веселовский (Душанбе, Таджикистан), Е. И. Киреев (Калуга) и др.

Многие питомцы Института удостоены почетных званий. Народными архитекторами СССР стали Н. В. Баранов, Б. Р. Рубаненко, В. А. Каменский; заслуженными архитекторами союзных республик - профессора Института Б. В. Муравьев, А. И. Наумов, В. И. Пилявский и воспитанники Института Л. Е. Асс, А. Ф. Акунин, Л. К. Андреев, Н. Н. Башнин, Л. К. Вертоусов, Д. С. Гольдгор, А. И. Горицкий, И. Н. Кусков, А. В. Васильев, С. И. Евдокимов, Г. Н. Булдаков, Я. Н. Лукин, Б. Г. Машин, И. Б. Орлов, Т. Н. Сафонова, Н. И. Симонов, М. И. Левин, Л. А. Тимофеев, Е. Б. Федоров, А. Ф. Шутов, С. С. Целяритский, В. Н. Назаров.

Действительными членами Академии художеств СССР в 1979 г. избранны питомцы Института Н.В. Баранов и Б. Р. Рубаненко, членами-корреспондентами - Г. Н. Булдаков и Г. А. Захаров.

По проектам преподавателей и питомцев Института (А. И. Наумов, В. Ф. Хрущев, С. И. Соколов, А. Л. Веллер, В. А. Голосов, Р. В. Прокоп и др.) был выполнен ряд ответственных архитектурных проектов для ряда социалистических и развивающихся стран.

Обучение архитектурных кадров с момента основания Университета осуществлялось на основе традиций совмещения инженерных знаний с профессиональной художественной подготовкой. Привлечение к учебному процессу ведущих специалистов из основных проектных организаций и научно-исследовательских институтов нашего города способствует связи образовательного процесса с практикой, повышению уровня подготовки будущих архитекторов.

Факультет постоянно ориентирован на поиск новых подходов к обеспечению высокого качества проектируемых и возводимых архитектурных объектов, своевременное внедрение новейших инженерно-технических достижений в градостроительную практику. В настоящее время тонко реагируя на изменение содержания и подходов к организации архитектурного образования не только в нашей стране, но и на мировом уровне, архитектурный факультет успешно интегрировался в систему европейского образовательного пространства.


Дореволюционный период

В первой трети XIX в. Санкт-Петербург и страна давно нуждались в притоке новых строителей. Тех специалистов, которых в небольшом количестве готовил основанный в 1809 г. Институт корпуса инженеров путей сообщения (с 1823 г. преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов), в стенах которого складывалась система русского инженерно-строительного образования, не хватало для растущей экономики России. Поэтому в 1830 г. при Академии художеств было создано Архитекторское училище.
Однако незначительный прием в Архитекторское училище не удовлетворял потребность в специалистах - архитекторах-строителях, и 27 апреля (9 мая) 1832 г. при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий было учреждено Училище гражданских инженеров (УГИ) для подготовки специалистов более широкого профиля (строительство, а также исправление и устройство дорог, мостов и переправ). УГИ создавалось как инженерно-строительное учебное заведение, выпускники которого могли решать и архитектурно-строительные задачи. В Архитекторском училище при Академии художеств упор делался на архитектурно-художественное творчество, в УГИ - на инженерно-технической стороне дела.
В организации УГИ, разработке учебных программ и планов, преподавании специальных предметов приняли участие ученые Института инженеров путей сообщения М. С. Волков, Я. А. Севастьянов, Н. Ф. Ястржембский, П. П. Мельников и др.
Воспитанники Училища содержались на вклады губерний (1000 руб. в год и 250 руб. на первоначальное обзаведение) и были обязаны по окончании УГИ отработать в своей губернии шесть лет. Выпускники Училища впоследствии могли занимать должности землемеров и архитекторов в губерниях.
Первый выпуск - 11 гражданских инженеров - состоялся в 1836 г. Немногим больше было подготовлено и в последующие шесть лет существования Училища. Выпускники направлялись работать дорожными мастерами в провинцию, лишь некоторых оставляли служить в Петербурге. С 1840-х гг. в застройке российской столицы стали принимать участие выпускники нового учебного заведения - Училища гражданских инженеров.
Вскоре недостатки столь узкой специализации вскоре стали очевидными, и 17 декабря (по ст. ст.) 1842 г. произошло слияние обоих училищ в одно - Строительное училище (СУ) при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий для подготовки универсальных инженеров-строителей широкого архитектурно-строительного профиля.
Общеобразовательные дисциплины в программе обучения были сокращены, зато заметно усилена профессиональная подготовка. Среди прочих дисциплин в СУ преподавалась и гражданская архитектура с составлением проектов и смет. Курс обучения составлял шесть лет, причем последние два года были посвящены практике в строительном искусстве, архитектурному проектированию и составлению смет. Рисованием и черчением учащиеся занимались до восьми часов в неделю в течение всех лет обучения. Особо отличившихся выпускников направляли за границу для усовершенствования. Эта традиция была заимствована из Академии художеств. С 1859 г. выпускникам с отличными показателями стали присваивать звание инженер-архитектора.
С 1865 г. Училище перешло в ведение Министерства внутренних дел, куда из Главного управления путей сообщения и публичных зданий была переведена строительная часть гражданского ведомства. Это не внесло каких-то существенных изменений в учебный процесс. По-прежнему выпускалось в среднем по 15 специалистов в год и им по-прежнему присваивалось звание гражданского инженера XI или X класса. Но среди выпускников уже были и будущие известные зодчие Р. Б. Бернгард, А. А. Бертельс, А. Р. Гешвенд, Н. В. Дмитриев, И. С. Китнер.
В 1877 г. был принят новый устав, по которому при директоре учреждался совет, а Училище становилось открытым учебным заведением и приравнивалось к университету и институтам. Все выпускникам присваивалось звание инженер-архитектора.
10 декабря 1882 г. СУ было переименовано в Институт гражданских инженеров (ИГИ), а 17 декабря 1892 г. Институту присвоено имя императора Николая I (к 50-летию образования Строительного училища). Постепенно выпуск специалистов увеличился почти в три раза. В 1895 г. число студентов составляло уже 240 человек. Их учили 6 профессоров и 50 преподавателей. Обучение в Институте было рассчитано на пять лет (предельный срок пребывания в ИГИ составлял семь лет).
В конце XIX в. из курса «Гражданская архитектура» выделились несколько дисциплин: «Части зданий», «Отопление и вентиляция», «Сельскохозяйственная архитектура». Курс «Строительное искусство» был разделен на отдельные дисциплины - «Геодезия» (1860), затем «Строительные материалы» (1896).
Профиль специалиста - выпускника Института был выработан еще в СУ и не менялся до 1905 г. Гражданский инженер получал фундаментальную подготовку в области архитектурного проектирования, истории архитектуры, санитарной техники и технологии строительства. Взаимосвязь архитектурных и строительных наук в процессе их изучения в Строительном училище, а затем в Институте гражданских инженеров определила универсальность и разносторонность подготовки будущих специалистов.
Воспитанники ИГИ могли с успехом выполнять работу архитектора, инженера-конструктора, производителя строительных работ и инженера по санитарной технике, так как наряду с глубокой и многогранной инженерной подготовкой они приобретали достаточно обширные знания в области художественных, графических и архитектурно-строительных дисциплин.
В связи с быстрым развитием строительного дела к началу XX века вместо гражданского инженера широкого профиля Институт начинает готовить специалистов более узких специализаций, дифференцировав архитектурно-строительную, инженерно-санитарную и инженерно-дорожную подготовку. С 1905 г. в дипломном проектировании вводится специализация по архитектурному, инженерно-санитарному и инженерно-дорожному профилю.
С 1905 г. в Институте стали издаваться иллюстрированные альбомы «Архитектурные работы студентов» (наиболее интересные проекты студентов старших курсов). Они служили учебным пособием, способствовали популяризации системы архитектурного образования, принятой в ИГИ.
В 1906 г. в ИГИ было образовано архитектурное отделение.
С 1911 г. стали печататься «Известия Института гражданских инженеров», в которых публиковались статьи по актуальным проблемам архитектуры и строительной техники. Преподаватели ИГИ сотрудничали в журналах «Зодчий», «Строитель», «Неделя строителя». Работы воспитанников ИГИ публиковались в архитектурных журналах и альманахах страны.
Перед Первой мировой войной численность студентов достигла 800 человек. Конкурс составлял 4-5 абитуриентов на место. Сложилась устойчивая плодотворная школа, гармонично сочетавшая инженерную и архитектурно-художественную подготовку.
Большой вклад в учебную и научно-исследовательскую деятельность внесли гражданские инженеры из окончивших институт до 1917 г.: В. В. Эвальд, А. К. Павловский, В. А. Косяков, Б. К. Правдзик, В. Н. Соколовский, Н. К. Чижов, А. И. Дитрих, Л. П. Шишко, П. И. Дмитриев, В. Л. Гофман, А. И. Виксель, Л. А. Ильин, Н. Н. Аистов, В. Ф. Иванов, А. П. Иваницкий, В. Д. Ротгольц, В. А. Веснин, Л. А. Серк, А. А. Веснин, А. А. Оль, Б. М. Аше, А. С. Никольский, В. Г. Гевирц, М. Г. Мельников, Н. П. Павлюк, Г. В. Никитин.
Гражданские инженеры внесли существенный вклад не только в архитектуру и строительство, но и в развитие архитектурно-исторической науки. Наиболее видными учеными из воспитанников ИГИ были Н. В. Султанов (1850-1908), М. В. Красовский (1874-1939), И. Б. Михайловский (1864-1939). Например, преемником Н. В. Султанова по преподаванию истории архитектуры стал один из его учеников И. Б. Михаловский (1864-1939 гг.), «потомственный» гражданский инженер, выпускник 1889 г. И. Б. Михайловский развивал метод Н. В. Султанова, успешно сочетая научную деятельность с практической работой под руководством известного в конце XIX в. архитектора академика В. А. Шретера (1839-1901 гг.). Занимался реставрационной деятельностью; был в Италии, где изучал античные памятники. Автор фундаментального труда «Теория классических архитектурных форм», выдержавшего пять изданий и сыгравшего выдающуюся роль в развитии историко-архитектурной науки в нашей стране. И. Б. Михаловским основал учебную дисциплину «Введение в архитектуру».
И. Б. Михаловским впервые было начато чтение лекций по советской архитектуре. Им создан кабинет истории архитектуры. В годы своей работы в институте И. Б. Михаловский воспитал ряд научных работников в области истории архитектуры, среди них проф. Н. Ф. Хомутецкий, доц. В. А. Богословский, канд. ист. наук П. А. Раппопорт и др.
За три с половиной десятилетия, с 1882 по 1918 г., Институт выпустил более полутора тысяч специалистов. Среди них известные архитеткоры: Г. В. Барановский, А. Ф. Бубырь, Н. В. Васильев, А. И. Дмитриев, А. И. Зазерский, братья В. А. и Г. А. Косяковы, С. С. Кричинский, А. А. Оль, М. М. Перетяткович. В дореволюционный период 360 гражданских инженеров возвели более 2 тыс. зданий - четверть исторического Петербурга. Вклад многих авторов в застройку нашего города превышал 20 строений, а в ряде случаев доходил до 70. Выпускники вуза принимали участие в строительстве таких объектов, как Пассаж на Невском пр. (1846-1848, арх. Р. А. Желязевич), Музей А. В. Суворова (1901, арх. А. И. Гоген), особняк Кшесинской (1904, арх. А. И. Гоген), Дом ленинградской торговли (1908-1910, арх. Э. Ф. Виррих, Н. В. Васильев), мечеть на Кронверкском (Максима Горького) пр., 7 (1910, арх. Н. В. Васильев, А. И. Гоген), и др. Строительный бум в Петрограде был прерван революцией и Гражданской войной.
Профессора и молодые преподаватели, получившие образование до Октябрьской социалистической революции в Институте гражданских инженеров, принесли свои знания и опыт в советскую высшую школу.
     
(1) 1809 г. в результате объединения Управления водяными сообщениями и Управления сухопутными сообщениями было учреждено Главное управление водяных и сухопутных сообщений (с 1810 г.- Главное управление путей сообщения, с 1832 - Главное управление путей сообщения и публичных зданий, с 1865 - Министерство путей сообщения).
     
(2) В 1832 г. в ведение
Главного управления путей сообщения была перенесена из Министерства внутренних дел и вся строительная часть гражданского ведомства, а само Главное управление было переименовано в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, в ведении которого находилась строительная часть до 1865 г., когда все учреждение было преобразовано в Министерство путей сообщения, а строительная часть гражданского ведомства возвращена в Министерство внутренних дел.


Послереволюционный период

После революции питомцы Института активно участвовали в различных конкурсах архитектурных проектов: Дома Советов, Дворцов труда, рабочих клубов, «красных терм» (общественных бань) и др. (братья А. А. и В. А. Веснины, А. И. Гегелло, П. Д. Бурышкин и др.).
В 1920-1930-е гг. развернулась практическая деятельность архитекторов Л. А. Ильина, Г. А. Симонова, А. С. Никольского и многих других, создавших в Ленинграде ансамбли Тракторной ул., жилые дома в Новой Деревне, на ул. Ткачей и другие объекты. Архитектор Л. А. Ильин разработал проект общественного центра Нарвского (ныне Кировского) района и первый Генеральный план Ленинграда, ориентируя развитие города на юг, жилой дом на Московском проспекте (№ 79) и проект Нагорного парка для Баку. Среди крупнейших сооружений этого периода - Дворец культуры им. М. Горького (арх. А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский, инж. В. Ф. Райлян). Во Всемирном конкурсе на проект Дворца Советов в Москве приняли участие архитекторы братья А. А. и В. А. Веснины.
В 1919 г. Институт находился в ведении Народного комиссариата просвещения РСФСР, имел три факультета: архитектурный, инженерно-строительный и инженерно-дорожный. В 1921 г. Институт перешел в ведение Главного управления профессионального образования. И уже через год численность студентов увеличилось со 140 до 550 (вместе с «пролетарской прослойкой», составлявшей 80 человек). Учебный процесс осложнялся частыми реформами, сменой директоров (В. А. Косяков, Б. К. Правдзик, Г. П. Передерий). До 1924 г. действовали многие дореволюционные порядки и ориентация на традиционную архитектуру. Молодой преподаватель гражданский инженер А. С. Никольский возглавил движение за новую архитектуру - конструктивизм.
В 1923/1924 уч. г. факультеты заменяются отделениями - архитектурно-строительным и инженерно-санитарным. Инженерно-дорожный факультет был ликвидирован. 1924 г. стал переломным для вуза. Уже на следующий год численность студентов превысила 800. К 1926/1927 уч. г. был составлен новый учебный план с двумя специализациями: архитектурной и санитарно-технической. Вплоть до конца 1920-х гг. Институт выпускал гражданских инженеров, часть из которых проходила специализацию на архитектурно-строительном отделении.


Довоенный период

К 1929/1930 уч. г. отделения были вновь преобразованы в факультеты: инженерно-архитектурный, фабрично-заводского строительства и коммунального (инженерно-санитарного) строительства с разделением студентов по специальностям начиная с первого курса. Планомерная подготовка новых поколений архитекторов началась в 1929 г. после создания архитектурного факультета. За полвека своего существования (к 1980-м гг.) факультет выпустил более 3 тыс. зодчих, которые потом работали в Москве, Ленинграде, Владивостоке, Киеве, Мурманске, Красноярске, Норильске, Вологде, Саратове, Ташкенте, Ашхабаде, Одессе, Бресте, Таллине, Риге и во многих других городах.
15 апреля 1930 г. Постановлением СНК СССР Ленинградский институт гражданских инженеров (ЛИГИ) был передан в ведение Наркомата внутренних дел РСФСР. В 1930 г. в ЛИГИ был переведен архитектурный факультет Ленинградского Высшего художественно-технического института (Ленинградский ВХУТЕИН, 1922-1930, ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина). 20 мая 1930 г. ЛИГИ был переименован в Ленинградский институт коммунального строительства (ЛИКС), в июле этого года в ЛИКСе были следующие факультеты: инженерно-архитектурный, коммунального строительства, экономический.
В октябре 1931 г. ЛИКС был переименован в ЛИИКС.
К 1932/1933 уч. г. число специальностей было уменьшено до семи, среди них была «архитектура жилых и общественных зданий».
В начале 1933 г. из Московского института инженеров коммунального строительства в ЛИИКС переведены студенты старших курсов факультета зеленого строительства по трем специальностям. Их включили в состав архитектурного факультета и объединили в одну специальность - «зеленые насаждения», которая существовала в ЛИИКСе только до окончания этими студентами Института.
В 1936/1937 уч. г. вводится общее обучение на архитектурном факультете в течение трех лет; начиная с седьмого семестра проводилась специализация по жилым и общественным зданиям, а также по планировке населенных мест.
С 1930 по 1938 г. число выпускников почти ежегодно составляло 300 и более человек. Среди них были Н. В. Баранов - будущий главный архитектор города и Н. Ф. Хомутецкий - ректор ЛИСИ в 1948-1952гг.
В предвоенном строительстве крупных жилых массивов в новых районах Ленинграда приняли участие А. А. Оль, Г. А. Симонов, В. А. Каменский, С. И. Евдокимов и др. Школы, детские сады, другие общественные здания сооружались по проектам А. С. Никольского, Б. Р. Рубаненко, О. И. Гурьева, Л. М. Хидекеля. Были созданы здания трехзальных кинотеатров «Москва» (арх. Л. М. Хидекель) и «Гигант» (арх. А. И. Гегелло и Л. Д. Кричевский). Воспитанник Института архитектор В. Н. Семенов был главным архитектором Москвы. В 1932 г. он опубликовал «Эскиз генерального плана Москвы», разработанный под его руководством коллективом ведущих советских зодчих и специалистов. Основные положения «Эскиза…» легли в основу первого Генерального плана Москвы, утвержденного правительством в 1935 г.
Выпускники архитектурного факультета предвоенных лет составили основу крупнейших проектных организаций Ленинграда (Ленпроект, Гипрогор, Промстройпроект, Гипромез, Гипробум, Горпроект и др.).
Большая группа выпускников Института приняла участие во Всесоюзном конкурсе на разработку площади Дома Советов в Ленинграде (ныне Московская пл.), за проект которой питомцам ЛИСИ были присуждены первая, вторая, четвертая и пятая премии.
Институт развивался, решая задачи подготовки специалистов новой социалистической формации. Много имен зодчих и строителей, воспитанников института в этот период, были широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами: президент Академии архитектуры СССР действительный член Академии архитектуры В. А. Веснин, действительный член Академии архитектуры СССР А. А. Веснин, строитель ДнепроГЭСа и московского метро П. П. Роттерт, действительный член Академии архитектуры А. И. Дмитриев, А. С. Никольский, В. П. Семенов, Н. П. Северов и др.
В Институте продолжалось наследование лучших традиций высшей школы гражданских инженеров.
В 1939 г. ЛИИКС переведен в ведение Народного комиссариата по строительству. К этому времени восстановили дипломное проектирование, отмененное в 1929 г.
В марте 1941 г. Институт переименован в ЛИСИ.
К концу предвоенного периода в состав ЛИСИ входили четыре факультета дневной формы обучения, готовивших инженеров и архитекторов по шести специальностям, среди них - архитектурный факультет со специальностью «архитектура» (декан до Н. Ф. Хомутецкий).
В первые месяцы Великой Отечественной войны профессора и преподаватели Института, служащие лабораторий работали для нужд обороны. В годы войны и блокады оставшиеся в Ленинграде воспитанники и преподаватели ЛИСИ участвовали в решении задач, связанных с обороной города и сохранением памятников архитектуры. Они сооружали огневые точки, маскировали здания, укрывали исторические и архитектурные памятники, наблюдали за эксплуатацией зданий. Профессора В. Н. Соколовский, В. Г. Гевирц, Г. В. Никитин, И. Г. Попов, В. Ф. Иванов и другие производили обследования объектов, пострадавших от бомб и снарядов. Под артиллерийским обстрелом питомцы Института К. Д. Халтурин, С. Н. Давыдов, О. Н. Шилина, М. М. Налимова, Д. А. Кючарьянц и другие обмеряли многие произведения архитектуры. С участием специалистов архитекторов решались вопросы маскировки Ленинграда, его военных объектов, задачи укрытия исторических архитектурно-художественных памятников. А. И. Гегелло осуществлял маскировку Смольного, В. И. Пилявский, выполняя обязанности главного архитектора Адмиралтейства, обеспечивал его сохранность и консервацию, Н. Б. Баранов руководил укрытием памятников Ленинграда.
В годы войны под руководством Н. В. Баранова и А. И. Наумова разрабатывались планы восстановления Ленинграда и его уникальных пригородов.
Немало преподавателей, студентов и выпускников ЛИСИ сражались на фронте. Архитектор А. Веселовский, майор Войска Польского, был награжден высшей военной наградой ПНР - орденом Крест Грюнвальда. Студенты-архитекторы Л. Залгаллер, Ю. Гордеев, Н. Новоселов - командиры взводов минометного дивизиона - погибли в мае 1942 г. на Волховском фронте. Секретарь Ленинского райкома комсомола Александр Голубков окончил архитектурный факультет накануне ухода в армию, где он стал комиссаром гвардейского батальона. Он убит в августе 1942 г. в районе станицы Трехостровской под Сталинградом, где стояли насмерть гвардейцы-авиадесантники.
Доц. Н. Ф. Хомутецкий служил в политотделе 49-й армии и прошел с ней от Подмосковья до Эльбы. Майор Хомутецкий был удостоен трех боевых орденов. Архитектор С. А. Пермский (выпуск 1939 г.) в студенческие годы был секретарем комсомольской организации института. На фронте он командовал батареей бронепоезда «Балтиец», в составе которой огонь по врагу вело знаменитое носовое орудие, снятое с крейсера «Аврора».


Послевоенный период

В послевоенный период в стране и за ее пределами стали широко известны имена зодчих-строителей, окончивших Институт, среди них: президент Академии архитектуры СССР В. А. Веснин, председатель Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР, действительный член Академии архитектуры СССР Г. А. Симонов, действительные члены Академии архитектуры СССР Н. В. Баранов, Н. П. Северов, строитель Днепр оГЭСа и Московского метрополитена П. П. Роттерт и др.
В состав Академии архитектуры СССР был избран ряд питомцев и преподавателей института: А. А. Оль, В. А. Витман, А. С. Никольский, А. И. Гегелло, А. И. Дмитриев, П. И. Боженов и др. В 1948 г. в Ленинграде был создан филиал Академии архитектуры СССР, который возглавил А. И. Гегелло, затем Б. В. Муравьев.
Первым председателем Ленинградской организации Союза архитекторов СССР был питомец Института архитектор Хаджи Касумов, в правлении Ленинградской организации Союза архитекторов в разное время были выпускники архитектурного факультета В. А. Витман, А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Б. В. Муравьев, А. И. Князев и др. Главными редакторами печатного органа ЛО Союза архитекторов - ежемесячного журнала «Архитектура Ленинграда» (позднее «Строительство и архитектура Ленинграда») - в разные годы были А. С. Никольский, Н. Ф. Хомутецкий, Б. В. Муравьев, долгое время - А. И. Князев.
Воспитанники Института внесли большой вклад в послевоенное восстановление нашего и других городов. В 1950-х гг. Государственной премией отмечены Кировский стадион на Крестовском острове, созданный по проекту и при непосредственном участии преподавателей института А. С. Никольского и К. И. Кашина-Линде, а также Н. Н. Степанова, вокзал в городе Пушкине, возрожденный по проекту архитектора Е. А. Левинсона и питомца Института А. А. Грушке.
В 1954 г. закончено строительство первой очереди Ленинградского метрополитена. Пять из восьми станций были запроектированы при участии выпускников и преподавателей архитектурного факультета: «Автово» (арх. Е. А. Левинсон, А. А. Грушке), «Кировский завод» (арх. А. К. Андреев), «Нарвская» (арх. А. В. Васильев, Д. С. Гольдгор и С. Б. Сперанский), «Балтийская» (арх. М. К. Бенуа, А. И. Кубасов и Ф. Ф. Олейник), «Технологический институт» (арх. А. К. Андреев, А. М. Соколов). Большой вклад в становление и развитие архитектуры ленинградского метрополитена внес А. М. Соколов — главный архитектор института «Ленметропроект» в 1948–1960 гг., декан градостроительного факультета ЛИСИ.
Многочисленные жилые и общественные здания и целые новые районы Ленинграда проектировались в 1950-е гг. в творческих мастерских института Ленпроект, руководимых выпускниками и преподавателями ЛИСИ А. А. Олем, А. В. Васильевым, Д. С. Гольдгором, О. И. Гурьевым, С. И. Евдокимовым, В. А. Каменским, В. Ф. Беловым, Н. М. Назарьиным, Г. И. Ивановым, А. П. Щербенком, А. П. Ивановым, В. А. Потаповым.
С 1958 г. главный архитектор города В. А. Каменский и его заместитель А. И. Наумов возглавили разработку технико-экономических обоснований Генерального плана Ленинграда, а затем и разработку самого плана (утвержден в 1966 г.).
Крупным теоретиком и практиком проектирования и строительства железнодорожных вокзалов являлся выпускник Института проф. И. Г. Явейн, чья монография «Архитектура железнодорожных вокзалов» - один из первых фундаментальных трудов в этой области. По его проектам возведено свыше 100 вокзалов, в том числе в Курске, Новгороде, Юрмале (Латвия).
10 апреля 1946 г. Комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования (МВО), Институт перешел в ведение этого министерства.
Издание научных трудов, начавшееся еще в предвоенные годы, возобновлено в 1950 г. и велось теперь раздельно по основным специальностям, в том числе, архитектурной. В 1952 г. в ЛИСИ была организована литография для кафедры живописи и рисунка.
В середине - второй половине 1950-х гг. в связи с резкой «сменой вех» в архитектуре и строительстве (т. н. борьба с «архитектурными излишествами») Институту пришлось пройти болезненный этап перестройки самой идеологии обучения, смены учебных программ и тематики курсовых проектов.
В 1954 г. состоялось Всесоюзное совещание строителей в Кремле по индустриализации строительства. В 1955 г. ЦК КПСС и Совмином СССР приняты постановления по вопросам строительства и архитектуры (типизация и индустриализация в строительстве, борьба с «архитектурными излишествами»). Это потребовало перестройки учебных программ, были полностью пересмотрены учебный план специальности «архитектура» и учебные программы практически всех дисциплин этой специальности. В этот сложный период необходимой связи учебного процесса с реальной практикой в немалой степени способствовало и то, что кафедрой архитектурного проектирования ЛИСИ руководил главный архитектор города В. А. Каменский.
Институту было передано учебное здание на пер. Бойцова, 5, полезной площадью 4459 кв. м, которое после перепланировки и ремонта было сдано в эксплуатацию в 1957 г. В 1958 г. в этом здании разместился архитектурный факультет.
В 1957 г. Институт готовился к своему 125-летию. 9 мая в актовом зале состоялось торжественное заседание Совета Института, посвященное юбилею. К этому времени в ЛИСИ было 35 кафедр, на которых преподавались 114 дисциплин, некоторые из них впервые созданы в ЛИСИ. В Институте работало 300 профессоров и преподавателей, учились около 5 тыс. студентов.
В том году в июне отмечалось 250-летие Ленинграда. В Ленинском зале была открыта выставка, посвященная архитектуре и строительству Ленинграда. На ней экспонировались подлинные чертежи А. Н. Воронихина, К. И. Росси, В. П. Стасова и др.
В те годы ученые ЛИСИ принимали активное участие в реставрации Исаакиевского и Петропавловского соборов, Московских ворот и других памятников Ленинграда. Архитектурный факультет подготовил к печати юбилейный сборник научных трудов, посвященных Ленинграду. Профессора и преподаватели ЛИСИ выступали на конференциях и с публичными лекциями об архитектуре и строительстве города.
В начале 1960-х гг. резко увеличилась подготовка архитекторов: с 50 до 125 человек, из которых 50 специализировались по градостроительному проектированию.
1960-е гг. стали трудным испытанием для Института, которому необходимо было сохранить свои ведущие позиции в архитектурно-строительном образовании. Это удалось благодаря тому, что преподавали в вузе многие его бывшие выпускники, ставшие к тому времени опытными инженерами и зодчими. Среди них Д. С. Гольдгор, С. И. Евдокимов, И. Н. Кусков, Н. Н. Надежин. Об авторитете школы говорит и то, что должность главного архитектора города в 1971–1992 гг. более двух десятилетий подряд последовательно занимали выпускники ЛИСИ Г. Н. Булдаков и С. И. Соколов, затем в 2004–2008 гг. — А. П. Викторов и с марта 2015 г. — В. А. Григорьев, а главным архитектором Ленинградской области с декабря 2008 г. является выпускник ЛИСИ Е. В. Домрачёв.
В 1978 г. коренной переработке подверглись все рабочие учебные программы. В них были введены целевые установки, согласованные с требованиями квалификационных характеристик, большое внимание уделялось воспитательным аспектам преподавания, учтены направления учебно-исследовательских работ.
К началу 1979/1980 уч. г. было построено здание архитектурного факультета (2-я Красноармейская ул., 6) полезной площадью 5690 кв. м. В нем были закрепленные за группами аудитории, выставочный зал для оценки курсовых работ, скульптурная мастерская, современные помещения кафедр.
В связи с возвращением нашему городу исторического имени ЛИСИ в 1992 г. был переименован в Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт (СПбИСИ, 1992-1993).
В 1993 г. изменились статус и название вуза - он стал Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом (СПбГАСУ). В учебных программах был усилен цикл гуманитарных дисциплин. В курсовых и дипломных проектах появились темы, отражавшие реалии нового общественно-экономического устройства страны.
Экономически трудные 1990-е гг. благодаря самоотверженности «коренных» сотрудников и усилиям ректората, руководимого проф. Ю. П. Панибратовым, Университету удалось пережить без серьезных потерь. В новое тысячелетие СПбГАСУ вступил «окрепшим» с «приобретениями» в виде новых факультетов, центров, компьютерных классов, подготовленным к переходу на многоуровневую систему подготовки, с обширными творческими и деловыми связями. Теперь каждый год из стен знаменитого вуза выходит около тысячи профессионалов 23 архитектурно-строительных специальностей.

Факультет сегодня

На факультете работают 97 преподавателей, имеющих богатый опыт практической работы в области архитектуры и градостроительства, среди них восемь докторов архитектуры (шесть профессоров), 44 кандидата наук, доцента, один член-корреспондент и один советник государственной Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), есть члены общественных академий. Обучается 1011 студентов, из них 88 граждан 28 государств (Китай, Вьетнам, Мали, Марокко, страны Балтии, Тунис и др.), в том числе 8 студентов из СНГ.
Факультет располагает оборудованными учебными мастерскими для занятий по специальности, рисовальными классами и уникальной литографской мастерской, компьютерным центром с графическими пакетами прикладных программ (AvtoCAD 2000, 3DMax, ARC+, ArchiCAD), выставочными залами и макетной мастерской, обладает необходимым потенциалом для выполнения проектных разработок жилых и общественных зданий, градостроительства, ландшафтного дизайна городских и загородных открытых пространств различного назначения и принадлежности.
Архитектурный факультет осуществляет подготовку творческих кадров в области архитектурного проектирования и реконструкции жилых и общественных зданий, интерьеров и городской среды, а также проектирования, строительства и эксплуатации инженерной инфраструктуры города по одному направлению и двум специальностям.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Институт безотрывных форм обучения
    Институт безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку