En
Все новости

Егор Голов: «Моя программа позволяет точно рассчитать скорость автомобиля в ДТП»

Текст: Татьяна Петрова

Фото: предоставлены Егором Головым

15 дек 2022
Егор Голов.jpg Егор Голов

Старший преподаватель кафедры транспортных систем СПбГАСУ Егор Голов разработал программу для расчёта скорости автомобиля-участника ДТП в момент столкновения с учётом имеющихся деформаций. На неё получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021662158.

Программа повышает точность расчётов при проведении дорожно-транспортной экспертизы, что совершенствует доказательную базу, позволяет более тщательно исследовать обстоятельства ДТП. Мы спросили учёного, для чего необходимо определять скорость движения автомобилей в момент столкновения и каким образом это можно сделать. 

– Как давно вы занимаетесь данной темой? 

– Исследованием вопросов безопасности дорожного движения я начал заниматься задолго до поступления в аспирантуру. Еще в 2013 году студентом бакалавриата кафедры транспортных систем открыл для себя такой род деятельности, как дорожно-транспортная экспертиза. Тогда я никак не мог понять, почему, несмотря на наличие существенного опыта в области методического и методологического обеспечения ДТЭ, вопрос установления фактической скорости движения автомобилей в момент перед столкновением до сих пор не решён. Именно тогда появился большой интерес, в некоторой степени даже азарт, который и стал для меня одним из сильнейших стимулов.

На данную тему в июне 2022 года я защитил кандидатскую диссертацию. Кроме свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, мною получено свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021622677 «База данных жёсткостных характеристик автомобилей категории М-1 для проведения дорожно-транспортных экспертиз». 

– Ваши исследования находят практическое применение? 

– Результаты моей диссертационной работы, а также сама методика, алгоритмы, программы и формулы востребованы не только специалистами, занимающимися расследованием дорожно-транспортных происшествий (следователи, дознаватели, судьи, адвокаты, эксперты). Они актуальны для всего дорожно-транспортного комплекса: от конструкторов автомобилей до специалистов, занятых в строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, по которым эти автомобили и будут ездить. И надо сказать, что это не просто высокие слова. Уже сегодня разработанные мною решения активно и весьма успешно применяются в ряде крупных организаций, среди которых Институт безопасности дорожного движения СПбГАСУ, ООО «Деловой эксперт», САО «РЕСО-Гарантия». 

Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ (2021662158).jpg Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ Свидетельство о государственной регистрации базы данных (2021622677).jpg Свидетельство о государственной регистрации базы данных

– Кто ваши коллеги, соавторы, помощники? Были ли у вас предшественники, на чьи труды вы опирались? 

– На протяжении более 25 лет в СПбГАСУ активно функционирует и развивается сильнейшая научная школа Института безопасности дорожного движения, которую возглавляет директор института, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин СПбГАСУ Сергей Аркадьевич Евтюков, а её основателем является научный руководитель ИБДД, профессор-консультант кафедры наземных транспортно-технологических машин Павел Александрович Кравченко. Яркие представители данной школы – такие сотрудники кафедры наземных транспортно-технологических машин, как профессор Виктор Николаевич Добромиров, доцент Станислав Михайлович Грушецкий, доцент Ярослав Владимирович Васильев, доцент Илья Сергеевич Брылёв, заместитель декана по научной работе доцент Елена Владимировна Куракина. В качестве молодых, но от того не менее талантливых специалистов, чей труд сложно переоценить, можно смело назвать аспиранта и старшего преподавателя кафедры транспортных систем Елену Валерьевну Сорокину и аспиранта, ассистента кафедры наземных транспортно-технологических машин Алёну Анатольевну Коломеец – самая высокая оценка их труда будет соответствовать истине.

Научный руководитель моей диссертации – заведующий кафедрой транспортных систем Станислав Сергеевич Евтюков, человек высочайшего профессионального мастерства. Работа с ним – это событие, которое очень сильно повлияло на моё мировоззрение и, в частности, отношение к науке.

Каждый из специалистов ИБДД посвятил не один год своей трудовой деятельности вопросам безопасности на автомобильных дорогах. Можно без преувеличения сказать, что снижение аварийности на дорогах нашей страны во многом результат их фундаментальных исследований. На сегодня количество проведённых нашим коллективом экспертиз по ДТП уже давно превысило 50 тысяч. Благодаря многолетнему эффективному труду накоплен колоссальный опыт, который мы намерены совершенствовать и дальше. 

– Расскажите подробнее о ваших исследованиях.

– Любое исследование начинается с обзора и изучения уже накопленного опыта, анализа возможных путей решения выявленной проблемы, после чего выдвигается гипотеза и экспериментально доказывается её основательность либо бесперспективность.

В рамках моего исследования потребовалось использование конечно-элементных программных комплексов для анализа повреждений автомобилей в результате ДТП. В последующем я применил свои разработки к реконструкции реальных аварий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В основе фундаментального исследования лежит использование сложных мультидисциплинарных математических моделей с высоким уровнем адекватности реальным материалам, конструкциям и физико-механическим/производственным процессам, применение best-in-class технологий, разработка цифровых двойников. Но только лишь это само по себе не обеспечивает инновационного прорыва. Его может обеспечить оптимальное и эффективное комплексирование различных лучших в мире (best-in-class) технологий с добавлением оригинальных кросс-отраслевых интеллектуальных ноу-хау. В итоге формируется комплексное высокотехнологичное решение, которое априори является лучшим на данный момент в мире.

В рамках практической реализации результатов научных исследований был создан программный продукт для экспертного использования, который позволяет проводить анализ и моделирование дорожно-транспортной ситуации. С помощью данной компьютерной программы могут быть произведены расчёты по определению скорости движения транспортного средства в момент аварии по повреждениям, полученным им в результате ДТП. Для этого предназначен программный компонент, разработанный для расчётов энергетического эквивалента деформаций по их величине и выполнения обратных расчётов, позволяющих установить характеристики движения автомобиля в момент, непосредственно предшествовавший контактно-следовому взаимодействию. Одной из интересных особенностей работы в программе является возможность использования 3D-моделей автомобилей и результатов лазерного сканирования повреждённых транспортных средств. 

– На каком этапе находятся ваши исследования? 

– Разработана методика для оценки скорости движения автомобилей по их деформациям, учитывающая изменения индивидуальных характеристик кузовов автомобилей в зависимости от их класса и года выпуска. Данная методика включает в себя не только формулы и алгоритмы, но и инструменты и сами способы проведения экспертизы. Кроме того, для удобства использования результатов исследования разработаны база данных жёсткости кузовов автомобилей и специализированное ПО – программа расчёта скорости автомобиля-участника ДТП в момент столкновения с учётом полученных деформаций. Данные разработки имеют свидетельства о государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности и, как я уже говорил, используются специалистами различных экспертных организаций. 

– Поделитесь своими планами. 

– Сегодня я рад, что моя научная и профессиональная деятельность связана с автомобильными дорогами и транспортом в целом, а ведь в эту сферу привёл меня, можно сказать, азарт. Сейчас, по прошествии лет, могу точно сказать – для меня это стало чем-то бо́льшим. Не представляю свою жизнь без науки. Поэтому буду продолжать исследования, направленные на повышение безопасности дорожного движения и качества транспортного обслуживания, в особенности планирую подробнее изучить систему «Участник дорожного движения – Транспортное средство – Автомобильная дорога – Среда» для формирования потенциала её стабильной и безопасной работы.{gallery name="голов"}

Узнайте больше о кафедре транспортных систем