
В СПбГАСУ с 4 февраля по 30 июня проходит закрытый архитектурный конкурс «Музей истории СПбГАСУ и Уголок боевой славы». В нём участвуют студенты третьего курса направления подготовки «Дизайн архитектурной среды».
Защиты конкурсных работ состоялись в «Точке роста» СПбГАСУ 15 апреля. Как отметила на открытии встречи проректор по молодёжной политике и член конкурсного оргкомитета Марина Малютина, проделанный студентами труд – это вклад в их профессиональный рост и в развитие нашего университета.
Конкурсанты представили проекты для обновления интерьера и дизайн-кода Музея истории СПбГАСУ, а также Уголка боевой славы, расположенного на балюстраде. Важным условием было включить в интерьер выставочное оборудование для размещения «Книги Славы».
«Книга Славы» создавалась к 40-летию Великой Победы. Она представляет собой массивный металлический каркас, наполненный листами с биографиями. Вес книги – около 20–30 кг. Её созданию предшествовала длительная работа по поиску и сбору информации об ушедших на фронт и не вернувшихся с войны студентах, преподавателях, сотрудниках вуза. В архиве вуза хранятся две толстые папки с ответами на письма, которые отправляли в разные концы страны сотрудники в поисках родственников, однополчан, друзей, имевших хоть какую-то информацию о погибшем. Результатом этой кропотливой работы стала «Книга Славы», которая содержит краткую биографическую справку о каждом бойце.
Поделить балюстраду на пять зон и соединить их мостом предложил авторский коллектив, который составили Наталья Рылова, Полина Буклинова и Ирина Шерстнева. Согласно проекту, на балюстраде появятся зона рекреации, выставочное пространство, коворкинг, сцена и Уголок боевой славы, при создании которого авторы вдохновлялись военной атрибутикой.
В музее выделены зона хранения, рабочее пространство для сотрудников, многофункциональное пространство для посетителей. Хранящиеся в музее знамёна авторы защитили от света и механических повреждений стеклом.
Дарья Антипина, Анастасия Ганчева и Анастасия Перлина в своём проекте стремились не перегружать и без того небольшое музейное пространство, но разместить там большое количество информации, сделать экспозицию современной и ориентированной на молодое поколение. Маршрут движения по музею продуман таким образом, чтобы посетители могли последовательно отследить историю вуза и ничего не упустить. Кроме этого, авторы разработали несколько выставочных стендов и вертикальный проектор, который поможет экскурсоводам дополнять свой рассказ видеоматериалом.
«При разработке Уголка боевой славы мы столкнулись с совершенно другими сложностями: нам предстояло переосмыслить исторические интерьеры и вдохнуть в них новые идеи, создав единое функциональное пространство. Мы перенесли Уголок боевой славы на левую балюстраду, сделав его там главным акцентом. А на правой балюстраде мы разместили амфитеатр. В основе нашей концепции лежит единый модуль, который позволяет задать дизайн-код всему пространству. А фишка нашего проекта – модульная трансформированная мебель, благодаря которой можно быстро изменить сценарий использования помещения», – сообщила Дарья Антипина.
Полина Рябова, Арина Савельева и Анна Мерзлякова разработали айдентику (набор выдержанных в едином стиле элементов, которые делают бренд узнаваемым), взяв за основу ассоциации, связанные со старым названием университета – ЛИСИ, а также используя актуальные тенденции в дизайне. Созданные ими паттерны можно использовать на мебели, при разработке афиш и инфографики.
При входе в музей с лестничной клетки гостей встречает синий портал, который будто бы призывает заглянуть вовнутрь. Посетитель надевает каску, погружаясь таким образом в профессиональную тематику музея. Вводные экспозиции знакомят с ранней историей университета. Интересные элементы – медиа-купол для демонстрации видеоряда, синий коридор с подлинными экспонатами и большой стенд, посвящённый послевоенным годам и знаменитым выпускникам. Коридор приводит в пространство кинотеатра. Завершающим элементом музейного пространства служит карта с окружающей застройкой университета. На балюстраде найдутся места для работы большого числа студентов, а мягкие амфитеатры и пуфы-цепи позволят чувствовать себя комфортно и уютно. Трансформируемая мебель делает пространство мобильным – здесь могут быть организованы коворкинг, выставка, фуршет.
Симметричность и прямые линии – в основе проекта Екатерины Кочергиной и Алёны Радьковой. Проектировщики стремились сохранить историю и поддержать существующий классицизм, при этом сделав его более современным и привлекательным для студентов. Их целью было придать уголку памяти вид полноценного отдельного пространства, при этом не спорящего ввиду своей функции с помещением балюстрады, где организован коворкинг для студентов.
У пространства балюстрады две функции: мемориальная и зона отдыха и работы студентов. Эти две зоны отделены друг от друга перегородками, имитирующими скалу, выполненную из арт-бетона. Доски с фамилиями героев заменены на стену памяти, выполненную из арт-бетона, по всей площади которой выгравированы имена погибших.
Большую роль в дизайне интерьера играет сочетание натуральных материалов: акцентный стол – из массива дерева с основой из стеклоблоков, имитация скалы – из арт-бетона, использована крупногабаритная керамогранитная плитка, а всю композицию дополняют зелёные насаждения, которые особенно живо смотрятся на фоне искусственной скалы. В конце стола растёт живое дерево, похожее на то, что украшает главный вход СПбГАСУ.
В музее также присутствует симметрия, прямые линии, чёткое деление пространства. Акцентный материал – стеклоблок, из которого выполнены колонны и основа информационного стенда. На одной из стен – ниши в виде кругов с подсветкой, внутри которых размещены интерактивные экраны.
Ввиду того, что «Книга Славы» довольно старая и хрупкая, авторы проекта решили разместить её содержимое другим способом. Конструкция состоит из ячеек, в каждой из которых находится табличка на шарнирах. На одной стороне – портрет героя, на другой – его биография, достижения и награды. Посетители смогут подходить и переворачивать эти дощечки. Перед экспонатом выводится сама книга под стеклом. Ещё одним акцентным элементом стала чёрная алюминиевая перфорация на потолке с ассиметричным рисунком. Чтобы избежать пересечения с мероприятиями на балюстраде и улучшить функциональное зонирование, Софья Долгова перенесла Уголок боевой славы в другую часть балюстрады. В проекте он соседствует с выставочным пространством.
«Главной задачей при проектировании было отгородить мемориальную зону. Таким образом возник своеобразный параллелепипед – часть стенда для "Книги Славы". Верхняя часть – глухая, отделанная фактурной штукатуркой. Нижняя часть – стеклянная, чтобы можно было увидеть непосредственно саму книгу и дальнюю часть экспозиции. Таким образом, создаётся визуальная связь, которая вызывает интерес к экспозиции, но при этом физически сохраняется чёткое зонирование. Подсветка в данном случае играет роль навигации. Поднимаясь по ступеням, мы попадаем в зону экспозиции. Два ключевых элемента – это стенд с "Книгой Славы" и памятные доски. То, что со стороны балюстрады выглядит как параллелепипед, со стороны мемориала превращается в своеобразную нишу, портал. Здесь расположен стенд с книгой и над ним экран, где транслируется содержание книги (отсканированные листы с информацией о студентах, преподавателях, работниках вуза)», – объяснила Софья Долгова.
Главная концепция музейного пространства в проекте Софьи – связь прошлого, настоящего и будущего. Коридор – первое место, в которое мы попадаем при входе в музей, он как бы приветствует и составляет первое впечатление о пространстве. Световые ленты постепенно увеличиваются ко входу в музей, создавая эффект обратной перспективы, немного искажая пропорции помещения и создавая вау-эффект.
«Современный музей интерактивен. И в данном проекте это проявилось не только в использовании медиаэкранов и современных технологий, но и в конфигурации самих стендов. Стенды различных форм заставляют посетителей рассматривать экспонаты под различными углами и по-разному с ними взаимодействовать, что усиливает впечатление», – сказала автор.
Для взаимодействия человека с музеем Артём Лопатинский включил в интерьер тумбы с выдвижными полками, в которых располагаются экспонаты. Более ценные из них закрыты оргстеклом. Стенды, расположенные возле оконных проёмов, изучать очень легко благодаря естественному освещению. Также на них легко разместить информацию благодаря сетчатому материалу, из которого они выполнены. В конце выставочного зала размещается экспозиция с кирпичами. В музее присутствует ещё одна зона, которая может служить как продолжением выставочного пространства, так и залом для методической деятельности. Это пространство трансформируется за счёт акцентных раздвижных перегородок. Здесь расположены большой мультимедийный экран, трибуна и выставочные стенды, находящиеся напротив входа в зал.
На левой стороне балюстрады размещены зоны рекреации для студентов, также здесь проводят фуршеты, а в остальное время функционирует коворкинг. На правой балюстраде проводятся временные выставки, в остальное время здесь также располагается коворкинг. Вот здесь и расположен Уголок боевой славы. Он отделён от остального пространства балюстрады на период студенческих и иных мероприятий инсталляцией, выполненной из гнутых стальных листов. Книга Славы интегрирована в инсталляцию, и создаётся впечатление вылетающих из книги страниц памяти. Предусмотрено два сценария освещения – с акцентом на мемориал и с акцентом на арт-объект.
Пиксель стал основным визуальным образом в проекте Полины Тамбовой, Сергея Клечковского и Аслана Османова. Для этого у авторского коллектива было три причины. Во-первых, современный музей представляет собой интерактивное, игровое пространство, тема пикселей отсылает нас к этому. Второе: пиксель – это символ научно-технического прогресса. Третье: пиксель – аналог кирпича в цифровом пространстве.
При входе в музейное пространство проектировщики расположили визуальный акцент – книгу памяти и приглашающую надпись. В тёмный и тесный коридор впустили свет за счёт окон в пространство музея и в кабинет. Главное пространство музея разделили на две зоны: экспозиционную и интерактивную. Они символизируют прошлое и будущее. Акцент экспозиционной зоны – дерево, отсылающее к канадскому клёну перед главным входом в университет. Вокруг него парят стеклянные кубы, внутри которых находятся предметы памяти. Перегородкой служит тактильный шкаф – момент между прошлым и будущим, который можно ощутить касанием пальцев. Авторы уверены: интерактивная зона необходима, чтобы привнести в музей новую жизнь, создать возможность для проведения тематических мероприятий. На стенах экспонируются работы современных архитекторов. На балюстраде ясно читаются классические пропорции, которые авторы хотели подчеркнуть. При этом им было важно сделать интерьер современным, соответствующим общей стилистике университета. Так как в университете не хватает мест для работы, на обеих балюстрадах можно оборудовать коворкинг.
Для двух балюстрад предложены разные сценарии использования: западная балюстрада ближе к столовой, поэтому на ней может расположиться фуршет, также это пространство можно освободить для репетиций перед «Золотым факультетом» или «Макаронным строителем»; восточная балюстрада может быть приспособлена для временных выставок или небольших лекций.
«Мемориальные доски переместили с западной балюстрады на восточную, чтобы не возникал конфликт зон, а на их месте сделали фотозону со слоганом университета. Отделили мемориальную зону от мест общего пользования стеклянной инсталляцией с подсветкой. Это сохранит торжественный дух и создаст визуальную преграду между зоной мемориала и местом для работы и отдыха. Мы сохранили мемориальные таблички, а также дополнили композицию чистой книгой, информация на которую будет проецироваться сверху. Это способ сделать информацию из "Книги Славы" доступной для всех, при этом сохранив оригинальные документы в музее. По этому принципу сформированы все аспекты нашего проекта: мы хотели сохранить существующие образы и смыслы в новой форме», – сообщил Сергей Клечковский.
Яна Киселёва визуально расширила музейный коридор, добавила воздуха и лёгкости за счёт замены глухих дверей прозрачными стеклянными и части стены – витражным остеклением. В основной зоне выставочного зала одна из стен оснащена наклонными под разными углами, наиболее удобными для восприятия человеческого глаза, алимокомпозитными панелями – это «линия жизни СПбГАСУ». Автор сохранила экспозицию, посвящённую первому ректору университета, разработала дробные и стеклянные выставочные стенды, расположенные вдоль стен и в средней части пространства без создания визуального шума. В центре интерактивной зоны разместила интерактивный стол с сенсорными экранами для самостоятельного изучения и выбора нужной информации студентами. В нише дальней стены представлены лучшие проекты выпускников с дополнительным пространством под макеты.
«Из музея практически напрямую через ректорский корпус можно попасть на верхнюю балюстраду университета, в одной из частей которой расположен Уголок боевой славы СПбГАСУ. Я решила перенести мемориальную зону в соседнюю часть балюстрады, чтобы избежать функционального конфликта с пространством для фуршетов/банкетов. Уголок боевой славы размещён на сцене, центральная его часть отведена для стенда с «Книгой Славы», отделённого от основного помещения интерактивными экранами, в нише дальней стены размещены сохранившиеся мемориальные доски с высеченными именами героев Великой Отечественной войны, по бокам отведены площади под дополнительные стеклянные стенды. Ведущими материалами являются строгие монументальные текстуры, подчёркивающие историческую и культурную ценность мемориала», – сказала Яна.
Заведующая кафедрой дизайна архитектурной среды и член организационного комитета конкурса Мария Гранстрем отметила отличную работу сотрудников своей кафедры – доцента Яна Коржемпо, старших преподавателей Марины Храмовой и Дмитрия Флейшера. Именно под их руководством студенты разрабатывали свои конкурсные проекты.
Марина Малютина поблагодарила студентов за проделанную работу, отметив их талант и потенциал. По мнению Марины Викторовны, задание было сложным, но студенты нашли интересные решения. Эти решения можно объединить, чтобы получить то, что нужно заказчику – университету.
Жюри конкурса объявит финалистов после 23 апреля. Все идеи будут учтены при проектировании интерьеров СПбГАСУ.
Проект Натальи Рыловой, Полины Буклиновой и Ирины Шерстневой
Проект Дарьи Антипиной, Анастасии Ганчевой и Анастасии Перлиной
Проект Полины Рябовой, Арины Савельевой и Анны Мерзляковой
Проект Екатерины Кочергиной и Алёны Радьковой
Проект Софьи Долговой
Проект Артёма Лопатинского
Проект Полины Тамбовой, Сергея Клечковского и Аслана Османова
Проект Яны Киселёвой