En
Все новости

Учёные СПбГАСУ изучают возможности для раздельного сбора и переработки твёрдых бытовых отходов

Текст: Елена Шульгина

Фото: предоставлены А. В. Кудрявцевым

25 фев 2021
Анатолий Кудрявцев Анатолий Кудрявцев

Каждый год жители Земли производят 70 млрд тонн мусора. Планета задыхается под грудами пластика, бумаги, стекла. А ведь всё это – ценные компоненты, которые можно переработать вторично. О проблемах, связанных с обращением с твёрдыми бытовыми отходами, рассказывает заведующий кафедрой водопользования и экологии СПбГАСУ, к. т. н. Анатолий Кудрявцев.

– 70 миллиардов тонн мусора, которые ежегодно формируются на Земле, надо где-то хранить. Площадок для хранения твёрдых бытовых отходов (ТБО) становится всё меньше и меньше, либо они расположены далеко от мегаполисов, и свозить туда мусор становится экономически нерационально. Концепция обращения с ТБО заключается в том, что необходимо не просто собирать мусор раздельно, но и как-то его перерабатывать и использовать повторно. Отдельные фракции ТБО – пластмасса, стекло, бумага – позволяют это сделать.

– Сложно ли организовать раздельный сбор мусора в Санкт-Петербурге? 

– Если помните, в советские времена все собирали макулатуру, металлолом, стеклянную тару. В то время были организованы пункты приёма и существовала система стимулирования. Сейчас в европейских странах активно применяются всевозможные методы стимулирования сдачи повторного сырья. Это не обязательно деньги: можно, например, обменять собранное сырье на скидки в магазинах.

В Петербурге организовать раздельный сбор мусора не так сложно: для этого нужна активная разъяснительная работа с гражданами, площадки с контейнерами для разных фракций ТБО и организация своевременного вывоза мусора. Если мусор не вывозить вовремя, площадки переполняются, и получается не очень красивая картина. Её можно наблюдать не только у нас, но и, например, в Италии, где мусор не всегда своевременно вывозится. Но самый главный вопрос: что с этим собранным мусором делать дальше? К сожалению, в Петербурге в настоящий момент нет инфраструктуры для переработки фракций ТБО.

Диаграмма обращения с отходами в России Диаграмма обращения с отходами в России

– Рационально ли сжигать ТБО?

– В нашем городе по инициативе бывшего руководителя ГУП «Водоканал» Феликса Кармазинова были построены пять мусоросжигательных заводов. Они спроектированы для сжигания избыточного илового осадка, который образуется после переработки сточных вод. В настоящее время их пытаются использовать и для сжигания твёрдых бытовых отходов. Но иловый осадок и ТБО – разные продукты, для их сжигания необходимо применять различные технологии.

Сжигание твёрдых бытовых отходов в Европе и у нас, в России уже не считается рациональным способом обращения с мусором. Во-первых, в результате сжигания образуется зола, которую всё равно необходимо куда-то складывать. Во-вторых, в процессе сжигания возникают вредные выбросы в атмосферу, которые требуют значительной и дорогостоящей очистки.

Даже если мы наладим раздельный сбор мусора и его последующую экономически выгодную переработку, то будет оставаться какое-то количество ТБО (примерно 15–20%), которое не подлежит рециркуляции. Его придётся вывозить на мусорные полигоны. Сегодня общая площадь занятых отходами земель в России превышает 2 тысячи квадратных километров. Более 0,6 тысячи квадратных километров занято шламонакопителями и хвостохранилищами; более 1 тысячи квадратных километров – отвалами, терриконами, золошлакоотвалами. Площадь полигонов по обезвреживанию и захоронению отходов составляет 6,5 тысячи квадратных километров, площадь санкционированных свалок – около 0,35 тысячи. Поэтому, к сожалению, мы не сможем полностью отказаться от такого способа утилизации и хранения твёрдых бытовых отходов.

Но конструкцию мусорных полигонов необходимо совершенствовать. Используемые сегодня методы их строительства и эксплуатации приводят к загрязнениям грунтовых вод. Эти воды всё время перемещаются, пятно загрязнения движется в сторону ближайшего водоёма. Мусорные полигоны загрязняют не только подземные водные источники, но и поверхностные, которые используются для водоснабжения и забора воды. Поэтому все страны мира начинают искать новые, современные и экологичные решения и технологии, которые не требуют таких больших площадей, выводимых из рационального использования, и позволяют дать вторую жизнь образующимся в таком большом количестве отходам.

– Какие примеры рециркуляции фракций ТБО вы можете привести? 

– Если мы изучим опыт стран постсоветского пространства, то удачным примером рециркуляции ТБО может служить Белоруссия. В этой стране достаточно хорошо налажена переработка пластмассы. Но дело в том, что пластмасса, которую мы используем, может быть разной. И её необходимо делить на группы до стадии переработки, потому что не вся пластмасса может быть использована повторно.

В качестве положительного примера я бы хотел привести компанию «КНАУФ». Они сами организовали сбор бумаги, привозят её на завод и используют в производстве своих плит. Это очень хороший пример. В Петербурге есть фирма, которая изготавливает из использованной пластмассы трубы для дренажа. Это тоже позитивный пример: мы защищаем природу, бережём ресурсы.

Ещё никто не подсчитал, что выгоднее: собирать, вывозить и мыть пустые бутылки и повторно их использовать или делать из бутылок бой, а потом снова производить из него стекло. Существует мнение, что с санитарно-эпидемиологической точки зрения мыть бутылки и потом пускать их в повторный оборот – это не совсем правильно. Где гарантия, что их вымыли хорошо? С другой стороны, производство новых бутылок из битого стекла связано с их значительным удорожанием. Поэтому необходимы экономические исследования, которые бы нашли ответы на вопросы: что выгоднее? Что дешевле? Специалисты говорят, что стеклу необходимо 1000 лет, чтобы окончательно разложиться. Но никто не видел, как оно разлагается, поэтому что-либо утверждать сложно.

Однако часть отходов не может быть отправлена на рециркуляцию. В настоящее время для утилизации таких отходов применяется сжигание. У нас в стране, на территории Ленинградской области планируют построить три завода по глубокой переработке мусора, дающие на выходе сырье и биотопливо. Начальная мощность каждого завода– 320 тысяч тонн в год. Область планирует начать строительство в начале 2021 года, а завершить к 2023-му.

Мы можем резюмировать: несмотря на то, что в России принята концепция обращения с ТБО, детальных, экологичных, экономически выгодных и современных решений пока нет.

– Как вы можете прокомментировать то, что жители Петербурга постепенно отказываются от мусоропроводов? 

– Когда началось массовое жилищное строительство, было решено, что здания выше пяти этажей должны иметь мусоропроводы. На первый взгляд, жизнь людей стала комфортнее, но потом выяснилось, что мусоропроводы порождают ряд санитарных проблем. В 2016 г. вышло распоряжение, в котором говорилось, что установка мусоропроводов производится на усмотрение проектировщика или администрации. Нередко люди, въезжая в новые дома, принимали решение заваривать мусоропроводы. Статистика говорит: только 25% жильцов считают, что им нужен мусоропровод. В новых домах мусоропроводы в настоящее время не устанавливают. Исключения составляют здания специального назначения, например, больницы. Демонтировать заваренные мусоропроводы экономически невыгодно. Поэтому самое разумное – оставить всё, как есть и жить в новых реалиях, особенно в связи с принятой концепцией селективного сбора ТБО.

Мировой опыт показывает, что мы можем утилизировать около 70–80% мусора. Это существенно снизит нагрузку на нашу планету.