31 октября 2019 г. в СПбГАСУ состоялся научный семинар «Повышение доступности Арктических регионов, развитие устойчивых, в том числе к климатическим воздействиям, сетей и систем транспорта».
Участники научного семинара в СПбГАСУ
«Семинар позволил наладить связи, найти точки соприкосновения, которые дают синергический эффект – когда специалисты разных отраслей науки, подходя к одной проблеме с разных сторон, находят наиболее яркие, передовые и перспективные решения. В Арктику мы должны прийти навсегда. Поэтому надо думать о строительстве дорог, об инженерии, о ремонтно-эксплуатационных базах», – рассказал профессор кафедры наземных транспортно-технологических машин СПбГАСУ Александр Евгеньевич Пушкарев.
По словам А. Е. Пушкарева, освоение Арктики является стратегическим направлением развития России. Утверждена государственная программа, в которой Санкт-Петербургу отведена ключевая роль. Как носители передовой научной мысли, университеты вовлекаются в решение поставленных задач.
«СПбГАСУ поддерживает программу по освоению Арктики. Мы действительно хотим быть активными участниками этой программы», – утверждает и. о. декана автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Андрей Вячеславович Зазыкин.
Что обсудили на семинаре
В ходе семинара представители петербургских вузов поделились опытом создания транспортной инфраструктуры и сетей связи, обеспечения высокой надежности технических средств, решения проблем устойчивости строительства в северных регионах.
Представители проектных институтов проинформировали о требующих практического подтверждения наработках в части решения специфических проблем в арктической зоне.
На семинаре также выступили сотрудники предприятий, которые знакомы с проблемами арктической зоны и имеют большой опыт строительства зданий, сооружений, в создании транспортной инфраструктуры.
Участники семинара обсудили вопросы обеспечения устойчивости массивов многолетних мерзлотных грунтов, которая снижается вследствие глобального изменения климата и сезонных изменений температур. Это осложняет строительство, поддержание объектов инфраструктуры, дорог, аэродромов.
То, что раньше строилось на плотной основе вечной мерзлоты, на сегодняшний день теряет свою стабильность и свойства. Изменения требуют новых подходов и должны быть учтены.
Также были рассмотрены вопросы наблюдения за состоянием объектов, которые находятся в экстремальных условиях эксплуатации. Мониторинг нужен для того, чтобы предвидеть критические ситуации, вовремя подать информацию в соответствующие структуры и принять меры по предотвращению таких ситуаций.
«Я родился на Севере и знаю, что это такое. Минус пятьдесят четыре – это серьезно. Как эксплуатировать технику, заниматься строительством при такой температуре? В Арктике она еще ниже. Арктика – это 27 миллионов квадратных километров. Все туда стремятся, потому что понимают, какие там богатства. Обучая специалистов в высшей школе, мы должны генерировать темы курсовых и выпускных работ, проектов, диссертаций, выделять научные направления по освоению арктических территорий. У нас для этого достаточно ресурсов», – полагает заведующий кафедрой НТТМ СПбГАСУ Сергей Аркадьевич Евтюков.